1 Фес 4, 1-8
Пс 97(96)
Мф 25, 1-13
Тема сегодняшнего Евангелия — Царство Небесное. Когда Иисус говорит о царстве своего Отца, он обращается к притчам. Трудно говорить людям о чем-то, чего человеческий глаз не видел, что ухо его не слышало и что сердце человека не чувствовало. Вот почему Иисус, говоря нам о незнакомых небесных реальностях, рассказывает притчу. Загадочное событие этой притчи побуждает нас рассуждать: чувства пробуждаются, а воля готова к действию.
Итак, сегодня Иисус рассказывает нам о Царстве Небесном с помощью двух групп девушек, ожидающих жениха. Небольшое событие, предшествующее свадебной радости. Десять девушек были не просто приглашёнными гостями: они несли светильники. Их задачей было дождаться жениха и сопровождать его с зажженными лампами. С таким почетным служением они смогли зайти на свадебный пир
Девушки перед входом готовы к торжественному празднованию, но случилось так, что жених опоздал. Время ожидания затянулось, и в этом продлении проверяется истинная готовность этих благородных светоносцев.
Их было 10 человек, и у всех были лампы, и в ожидании они все заснули. Однако, помимо соответствующих одеяний и ламп, 5 мудрых девушек взяли с собой сосуды с дополнительным маслом. Когда и как они это сделали, история умалчивает. Во время подготовки кажется само собой разумеющимся подумать и об этой детали. Остальные 5 девушек по непонятным причинам не позаботились о дополнительном масле для своих светильников.
Мы уже ощущаем дискомфорт тех, кто оказался без масла. Мы, бы наверное, тоже поступили бы как и они: попросили у тех, у кого есть масла, дать нам немного.
Мы также можем почувствовать облегчение, которое исполнило сердце тех, кто позаботился о запасном масле. Равным образом, мы можем пережить всю серьезность ситуации вместе с ними, потому что масла, которое у них есть, не может хватить на всех, через короткое время все лампы погаснут. Вам, наверняка, знакомо чувство, когда кому-то нужно оказать услугу.
Ритуал входа жениха на свадебный пир продолжается, двери открываются, на отсутствие пяти светоносцев никто не обращает внимания. Пока они покупают масло, свадебная церемония продолжается. Они возвращаются и хотят стать участниками свадьбы, но при этом не думают о том, что жених не узнаёт их.
Что произошло? В чем загадка такого исхода?
Мне кажется, что поражение последних пяти дев произошло во время той изначальной ежедневной подготовки, о которой Иисус прямо не говорит в этой истории. Иисус предполагает, что человек, который любит его и хочет разделить с ним радость небесного свадебного пира, постоянно думает об этом, он постоянно готовится к нему, не упуская ни единой возможности что-то сделать, чтобы быть готовым к моменту встречи.
В пастырской деятельности мы знаем по опыту, что случается, что неизвестные люди появляются с просьбой о похоронах своих близких. Они — все католики, вся семья, но никогда не ходили в церковь, таинств не принимали. Сейчас же, в минуты страданий и бед, они по-прежнему с уверенностью обращаются к Богу, стуча в Его дверь.
Время жизни, которое было временем подготовки к встрече с Богом, прошло далеко от Бога.
Сравнивая их с сегодняшними девами, легко представить, что их лампы — также без огня, и что теперь они предпочли бы снова побежать на рынок в поисках масла для своей лампы.
Мы получили нашу жизнь, наш каждый день, каждое утро, полдень и вечер от Бога, чтобы что-то сделать в плане подготовки к последней и вечной встрече с Ним. Эта встреча не должна быть страшной, наоборот, радостной и торжественной, как свадебный пир. Каждый день у нас есть возможность запасаться маслом любви к Богу. Особыми такими моментами является воскресная святая Месса, когда мы стоим перед Богом с любовью и верой, когда мы разговариваем с Ним во время церковной литургии.
В конце рассказа мы видим, что неразумным девам не хватало тех качеств, по которым их узнал бы жених. Он говорит им: «Я не знаю вас». Необходимо вплетать в нашу жизнь как можно больше таких элементов, благодаря которым Иисус узнает нас как своих, узнает нас, как тех, кто любит его, слушает его слово и пытается организовать свою жизнь этим словом. Тогда точно не случится, что в такой важный момент, когда мы будем входить на «свадебный пир», мы окажемся перед Богом без масла в нашем светильнике веры.
с. М. Августина, кармелитка Божественного Сердца Иисуса
«В пастырской деятельности мы знаем по опыту, что случается, что неизвестные люди появляются с просьбой о похоронах своих близких. Они — все католики, вся семья, но никогда не ходили в церковь, таинств не принимали. Сейчас же, в минуты страданий и бед, они по-прежнему с уверенностью обращаются к Богу, стуча в Его дверь.»
«И вот, так как девство — дело великое, и многие имели о нем высокое понятие, то, чтобы кто‑либо, храня его, не предался беспечности, как бы уже исполнивший все, и не стал нерадеть о прочем, Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство, хотя бы оно было соединено со всеми другими добродетелями, будучи чуждо дел милосердия, осуждается вместе с людьми прелюбодейными; и бесчеловечный и немилосердный поставляется наравне с ними. И весьма справедливо: теми обладает плотская страсть, неразумными же девами — сребролюбие.(Комментарий Иоанна Златоуста на эту притчу, БЕСЕДА LXXVIII)
Маслом запасаются не на Святой Мессе, а у бедных, проявляя к ним милосердие.
У кого больше масла у монахини или у мирянки?
Как вы надоели со своими комментариями.
😉
«Сравнивая их с сегодняшними девами, легко представить, что их лампы — также без огня, и что теперь они предпочли бы снова побежать на рынок в поисках масла для своей лампы.»
У меня есть опыт наблюдать, как монахини бросали свой монастырь и становились мирянками прихода(в части конгрегаций нет вечных обетов, а есть временные, регулярно возобновляемые).
Что с их маслом — хватит?