Исх 12, 1-8. 11-14
Пс 116B
1 Кор 11, 23-26
Ин 13, 1-15
Сегодняшний день переживаем под знаком двух слов, двух таинств Церкви – Евхаристия и Священство.
Благодарим Бога за дар Евхаристии, особенно вспоминая времена (может кто-то помнит), когда Мессы здесь не было, вспоминая тех, кто живет в местах, где Святая Месса совершается редко, можем поблагодарить за дар Евхаристии и нашей возможности в ней участвовать.
Также и священники: когда-то их не было, где-то их нет или бывают редко. Благодарим Иисуса за Его дар Священства.
Но когда читаем сегодняшнее Евангелие, замечаем с удивлением, что св. Иоанн, который Тайной Вечере посвящает четвёртую часть своего Евангелия, вообще не вспоминает слов установления таинства Евхаристии и священства, в отличие от всех остальных евангелистов.
Св. Иоанн в этом месте пишет о том, как Иисус омыл ноги своим ученикам, повел себя, как их слуга, их раб.
Но суть этого описания, главная мысль, заключается даже не в том, что Иисус омыл ноги, а в словах: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Суть находим также в самом начале этого отрывка: «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их».
Действие Иисуса – это действие любви, которое заключается в служении – служении раба по отношению к другому человеку.
Далее в Евангелии св. Иоанна, в этой же 13 главе, 34 стих, читаем слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга».
Если это предложение – «заповедь новую…» — прочитаем на латинском языке, то звучит она: «Mandatum novum do vobis, ut diligatis invicem; sicut dilexi vos, ut et vos diligatis invicem».
Слово заповедь, в латинском языке, в этом предложении звучит – mandatum. Так в литургии Католической Церкви называется обряд омовения ног во время Мессы в Великий Четверг.
Омовение ног — это иллюстрация, образ этой новой заповеди. Участвуя в этом обряде, мы должны не только восхищаться и думать, как это трогательно, но повторять себе и запоминать слова Иисуса: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга».
Поэтому Великий Четверг должен быть праздником всякого служения.
Евхаристия должна вести нас к служению. Человек, который чаще участвует в Св. Мессе, чаще причащается должен больше служить – быть рабом для других. Так учит нас Иисус.
Так и священство – это служение. Священник должен быть рабом для других, должен быть тем кто служит.
Сегодня многие поздравляют священников, дарят им цветы и подарки.
Мне честно говоря немного неловко, когда меня поздравляют и дарят подарки. Конечно, принимаю и благодарю, но чувствую себя немного так, будто я себе присвоил часть славы, которая принадлежит Богу.
Люди говорят, какой я хороший, а я чувствую, что я не совсем такой. Если говорят, какой я хороший, должны и с другой стороны говорить, какой я плохой. Тогда было бы справедливо. Если говорят только хорошие, то я присваиваю себе славу, которая принадлежит Богу.
Ведь я имею свои пороки, грехи, и, кстати, пользуясь этим случаем, Великим Четвергом, хочу также пасть к вашим ногам, омыть их и поцеловать, искренно прося прощения, за каждый мой плохой поступок, слово, даже мысль, за неисполнение долга священника по отношению к вам. Прошу у вас прощение, честно и искренно, от всего сердца.
Самые лучшие поздравления и самые лучшие подарки вы дарите мне и другим священникам, когда приходите на исповедь. Тогда я могу вам послужить, умыть ноги – символ самого грязного. Когда человек приходит ко мне на исповедь, я вижу, как Божье Милосердие преображает этого грязного человека в прекрасный цветок. Нет лучшего поздравления и подарка для священника, как прийти к нему на исповедь, дать ему возможность омыть вам ноги, дать ему возможность быть слугой, быть рабом. Это лучший подарок для священника.
Я лично каждый день молюсь венчиком Божьему Милосердию за людей, которых исповедую, молюсь также о том, чтобы мне было, кого исповедовать.
Второе поздравления и подарки для священника – это приходить на Мессу, которую он служит. Во время Мессы вижу вас – эти прекрасные цветы, которые Бог также и мне дарит, и вы дарите.
Третье поздравления и цветы, дарите мне и каждому священнику, тогда, когда просите о других Таинствах, катехизации, разговоре, когда приходите со своими проблемами, прося вам помочь. Когда священника заставляете быть слугой, быть рабом, тогда дарите ему самые прекрасные подарки и цветы, говорите ему самые прекрасные поздравления.
Иисус даёт нам новую заповедь – mandatum – «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга».
Давайте после сегодняшней Евхаристии в Великий Четверг, хотя бы немножко больше, будем друг другу служить и своим служением проявим искреннюю любовь к ним.
Молитесь за священников.
Молитесь, пожалуйста, и за меня, вашего слугу и раба.
о. Марэк Ящковски, г. Сургут