Не судите, и не будете судимы

Не судите, и не будете судимы

Дан 13, 1-9. 15-17. 19-30. 33-62

Пс 23(22)

Ин 8, 1-11

Истории двух женщин в сегодняшней Литургии Слова совершенно не похожи друг на друга. Сусанна была невинной, несправедливо оклеветанной, ранее принуждаемой к греху, еще и под угрозой шантажа, но стойко решившая блюсти свою непорочность. Совсем другое дело – прелюбодейка из сегодняшнего фрагмента Евангелия. Сразу проясним ситуацию – это не была Мария Магдалина, и эта женщина не была блудницей. Это была чья-то жена, которую застали с любовником, именно это и означает «взятая в прелюбодеянии». Согласно Закону Моисея таковых действительно следовало побивать камнями. В Книге Второзакония читаем: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля» (22,22). Не известно, что случилось с её любовником, наверное, успел убежать… Впрочем, приведшие её фарисеи (они тоже совсем не похожи на похотливых старцев, оклеветавших Сусанну) вовсе не хотели наказывать её, целью их коварных замыслов был Иисус. Но Иисус не исправляет Закон Моисеев, ни в коем случае не оправдывает грех. То, что делает Иисус – прекрасный наглядный комментарий к Его же словам: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк 6,37, ср. Мф 7,1-2). Он не просто прощает виновную, но и укоряет всех тех, кто собрался её осудить. Кто мы такие, чтобы судить, кого бы то ни было? Апостол Павел продолжает эту мысль: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим 2,1). Даниил же оправдывая невинную Сусанну, восстанавливает справедливость, интересно, если бы Сусанна была все-таки виновна, стал бы он с таким же рвением ратовать за справедливость?

Мы же часто любим кого-либо судить. Нет, не подавать на него в суд, не выдвигать какие-то обвинения, справедливые или не справедливые, а просто судить в своем сердце, клеймить кого-либо как «грешника» или «блудницу» и соответственно к этому человеку относиться. Чаще всего, этими своими «суждениями» мы еще и с другими делимся, но даже если держим их при себе – все равно осуждаем. Даже если наши суждения справедливы, имеем ли мы на это право? Иногда чья-то вина кажется нам настолько очевидной, а собственная «праведность» настолько важной, что мы не сомневаемся, вынося в сердце своем осуждающий вердикт. Только вот, все ли нам известно? Все ли обстоятельства и мысли как того, кого мы осуждаем, так и нас самих, считающих себя вправе осуждать? Поэтому Апостол Павел говорит: «Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор 4,5).

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *