Прощать и прощаться

Прощать и прощаться

Гал 2, 1-2. 7-14
Пс 117
Лк 11, 1-4

Мы не без труда прощаемся с тем, что нам принадлежит, даже если это грехи. И хотя каждый исповедующийся переживал благостное чувство, выходя из исповедальни, возвращаться туда не так просто. Причин этому может быть много. Кто-то боится признаться себе в собственном несовершенстве, а уж тем более рассказать о нём «чужому человеку», пусть и связанному тайной исповеди. Кто-то думает, что мнение священника о нём после по-настоящему искренней исповеди изменится, хотя священника даже с небольшим стажем уже трудно чем-то удивить. Кто-то стыдится того, что постоянно наступает на одни и те же грабли, а вера в то, что что-то можно будет изменить, его покидает, хотя исповедь справедливо называют «таинством надежды». Кому-то мешает личность конкретного священника, который часто в наших российских условиях – один на приход, в следствие этого человек теряет веру в сверхъестественный характер исповеди и предпочитает божьей благодати жизнь во грехе. Список можно было бы продолжать, однако, несмотря на все «но», каждый из нас хотел бы, чтобы его грехи и проступки были прощены. Или, что ещё более важно и глубинно, чтобы, несмотря на всё наше прошлое, нас встретила, объяла, наполнила Божия Любовь.

«Молитва Господня», которую Церковь получила непосредственно от Христа, во все века считалась образцом молитвы. Не зря основой четвёртой части Катехизиса, рассказывающей о христианской молитве, является объяснение молитвы «Отче наш». Попытаться объять всё её богатство в одном размышлении – это всё равно, что погнаться за тысячью зайцев. Поэтому предлагаю остановиться на чём-то одном, а именно на, возможно, единственной просьбе, которую наш Господь захотел соединить с условием: «и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему».

В Евангелии от Матфея просьба выглядит немного иначе: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6,12). Лука говорит о «грехах», Матфей о «долгах». Оба слова помогают нам лучше понять тайну греха и тайну искупительной миссии Христа. Грех – это долг. Грехи людей сделали человечество должниками Бога. Христос воплотился, чтобы заплатить наши долги, как прекрасно восклицает Церковь в Пасхальную ночь в Exultet: «Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама». Мы, люди XXI века, которым не чужды кредиты, прекрасно понимаем, что значит иметь долги. Насколько мне известно ни один банк ещё не простил по доброй воле весь кредит своему клиенту. Но Бог хочет прощать нам наши долги, и Он хочет, чтобы мы подражали Ему в этом. «Молитва Господня» позволяет нам в каком-то смысле похвалиться и порадоваться перед Богом: «Отче, хоть это и было непросто, но я простил(а) моему обидчику, у меня получилось, я рад(а) быть в этом похожим(ей) на Тебя! Прости и Ты меня!».

Прощать других, прощаться с «долгами» – это встать на путь к внутреннему миру, разрушить барьеры духовного развития, исцелить душу и нередко тело, устранить обиду, приготовив место для Божьей Любви. Небесный Отец сделает всё для своих детей, если они только позволят.

Мария, без первородного греха зачатая, первый плод Искупления, молись о нас!

Автор: диакон Антон Дёмшин

Один отввет »

  1. Слава Иисусу Христу!
    *Прощать других, прощаться с «долгами» – это встать на путь к внутреннему миру, разрушить барьеры духовного развития, исцелить душу и нередко тело, устранить обиду, приготовив место для Божьей Любви. Небесный Отец сделает всё для своих детей, если они только позволят…*
    спасибо Антон за размышление и повод задуматься о том, есть ли в моём сердце место для греха…может обида на кого либо затаилась там!?
    Прости Господи и помилуй

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *