«Вот, иду исполнить волю Твою, Боже»

«Вот, иду исполнить волю Твою, Боже»

Евр 10,1-10
Пс 40
Мк 3,31-35

Сегодня Автор Послания к Евреям напоминает нам о жертвах Ветхого Завета. Если мы прочитаем постановления о жертвоприношениях в Законе Моисеевом, то увидим, что эти жертвы приносились по различным поводам, один из них – жертва за грех, которая должна была умилостивить Бога и испросить прощения. Но, как замечает Автор, «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Если эта жертва и имела в Ветхом Завете какое-то значение, то только как символ, как «тень будущих благ, а не самый образ вещей», символ жертвы Христа, Агнца Божьего, который берет на себя грехи мира.

Так, символически, смотрим на ветхозаветные жертвоприношения мы – христиане. Для людей далеких от веры, современных, сторонников гуманистического мировоззрения, эти кровавые жертвоприношения кажутся абсолютной дикостью и проявлением необъяснимой жестокости. Например, французский публицист Рене Жирар, считал именно жестокость основой всякой религии.

Но видим, что и в Ветхом Завете мнения относительно жертвоприношений тоже не однозначны. Сам Всевышний, устами своих Пророков не раз увещевал: «Всесожжения ваши неугодны и жертвы ваши неприятны Мне» (Иеремия 6,20), «Не будут возливать Господу вина, и неугодны Ему будут жертвы их; они будут для них как хлеб похоронный…» (Осия 9,4), или Давид, в сегодняшнем псалме, который цитирует Автор Послания: «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, Ты не восхотел и не благоизволил». «Жертва Богу — дух сокрушенный; — снова напоминает нам Давид, в своем покаянном псалме, — сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 50,19).

Жертвоприношения, однако, имели еще одно значение, о котором упоминает Автор Послания: «жертвами каждогодно напоминается о грехах». Не имея силы очистить от грехов, жертвы напоминали о них. И это постоянное напоминание способствовало осознанию совершенных проступков и истинному сокрушению о грехах.

Но, как мы знаем, жертва – это не только приносимые на алтарь «тельцы и козлы». Жертва – это всё то, что нам дорого, но от чего мы готовы отказаться ради служения Богу. В сегодняшнем Евангелии мы имеем пример такой жертвы. Читая этот фрагмент, мы недоумеваем, как Иисус мог так грубо, прямо скажем – жестоко, отнестись к своей Матери. Какое значение имело это публичное отречение от семьи, от своих ближайших родственников? Разве Он их не любил? Конечно любил, и все они были дороги Его человеческому сердцу.

И именно поэтому этот Его поступок также является жертвой. А еще – примером, для всех тех, кто хочет следовать за Ним. Ведь многие из нас, жаждущие служить Богу в священстве или монашестве, прекрасно понимают, что следование за призванием требует ухода из родительского дома, от людей нам близких и нами любимых, чтобы идти к совершенно чужим людям, служить им и ради них быть готовым даже на мученичество.

И эти чужие люди, которые приняли Слово и жаждут исполнять Божью волю должны стать для нас «братьями, и сестрами, и матерями». С таким же недоумением мы читаем другие «жестокие» слова Иисуса: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14, 26). И их также следует понимать в этом ключе. Отказ от любви наших близких, это не жестокость, это – наша жертва, которую мы приносим на алтарь Вечной Любви вместе с нашей собственной жизнью.

Автор: о. Ириней Погорельцев ОР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *