Любовь Бога — знамение на все времена 

Любовь Бога — знамение на все времена 

Иак 1, 1-11 

Пс 118 (119) 

Мк 8, 11-13 

«Для чего род сей требует знамения», – спрашивает Иисус. Действительно, для чего нам знамения? Что вообще такое «знамение»? Словарь библейского богословия говорит: «Бог, применяясь к человеческой природе, для спасения людей также обращается к ним посредством знаков, которые в русском переводе Библии называются знамениями … Их часто называют символическими (чудесными)». И, как кажется, наиболее часто мы действительно знамение отождествляем с чудом. Хотели бы мы увидеть от Бога чудо? Думаю, было бы здорово. Наша вера бы укрепилась, или вовсе, наконец, появилась бы. Если бы мы получили наше индивидуальное чудо, только для нас, мы бы точно поверили, что Он есть, что Он всемогущий, что Он, в конце концов, Бог. Нам бы лишь маленькое чудо, но стопроцентное, самое настоящее, только для нас, здесь и сейчас, и желательно такое, чтобы сомнений не осталось, а иначе какое же это чудо? Бог хочет, чтобы я уверовал, так что же, Ему трудно дать мне какой-то совершено ясный и точный знак? А еще было бы замечательно, если бы этим чудом он решил какую-то мою проблему, или проблему дорогого мне человека, исправил ситуацию, которая меня удручает. Но только так, чтобы я это наверняка понял(а). 

Однако интересно, что, желая видеть чудо, мы подчас склонны думать только о его внешней стороне – явлению, бросающему вызов силам и законам природы. К слову сказать, эта внешняя сторона далеко не всегда сопровождает внутреннюю природу и суть чуда, хотя она и очень важна. Чудо — это то, что позволяет видеть повсюду руку Божью, который являет Своему народу Свое могущество и любовь, как указывает вышеупомянутый Словарь библейского богословия. И в этом смысле чудо является знамением, знамением любви Бога к нам. И совершенно не обязательным, оказывается внешняя сторона, которую неверующие склонны воспринимать в лучшем случае как необъясненное наукой явление, а в худшем – как фокус, и которую подчас жаждем увидеть мы. И уж точно эта внешняя сторона не должна быть под условием нашей прихоти, подобно тому, чего ждали от Христа фарисеи. Их намерение евангелист передает максимально точно: «… искушая Его». 

Сколько условий подчас ставим мы Богу, чтобы соблаговолить принять Его безвозмездный подарок – Его любовь к нам, Его самого. Чудеса, в правильном смысле этого слова, совершаются в нашей жизни каждый день, порой и каждый час. И самое большое из них мы можем наблюдать на Святой Мессе, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа. А кроме того, как часто решаются сложнейшие проблемы нашей жизни, минуют невзгоды и испытания. Но это все не чудеса, это все не то. Мы не склонны воспринимать это как чудеса, а скорее, как результат многофакторных переплетений и взаимосвязей жизненных ситуаций. Как часто при просмотре молитвы мы могли отметить, что Бог подкрепил наши силы и укрепил нашу волю, чтобы мы могли обращаться к Нему, и что наша молитва действительно была молитвой? И снова мы едва ли склонны считать это чудом. Но почему так? Возможно потому, что, как и две тысячи лет назад фарисеи, мы готовы признать за чудо только тот случай, то событие, ту ситуацию, которые произошли так, как того хотели мы, относительно того, что хотели мы, и в то время, в которое хотели и ждали его мы. Но действительно ли, положа руку на сердце, мы готовы сказать Богу, что готовы признавать за чудеса лишь то, что сделано на наших условиях? 

Жизнь очень непростая штука, и очень многие из тех, кто читает это размышление, знают об этом, наверняка, гораздо больше меня. И все же если смотреть на нее безусловно, глазами веры и надежды, мы не сможем не констатировать простой факт – жизнь каждого человека полна чудес от того, что наполнена Божьей любовью. И тем чаще мы склонны замечать эти чудеса, чем более бескорыстными и по-детски чистыми являются наши отношения с Богом. Мы все менее становимся склонными чего-то ждать и верить на собственных условиях, потому что видим и понимаем – Бог никогда не ждет, чтобы подарить нам Себя, ждем только мы. В конце концов, как часто мы становимся участниками ситуации, в которой мы являемся именинниками, нам приносит подарок тот, кто безмерно нас любит,а мы, прежде, чем принять этот подарок, ставим условия, в которых мы соблаговолим его принять? Как часто мы можем ловить себя на мысли, что мы — именно тот именинник, который готов принять подарок только на своих собственных условиях? 

Чудеса случаются, и они многочисленны. И все они имеют одну цель – привести нас ко спасению. И не только через внутреннюю личную интуицию, но и посредством внешнего опыта. Вот, что читаем в Догматической Конституции I Ватиканского Собора «Dei Filius»: «… чтобы служение вашей веры было согласно разуму, Бог восхотел, чтобы внутренняя помощь Святого Духа сопровождалась внешними доказательствами Его Откровения, то есть Божественными фактами, а особенно чудесами и пророчествами, которые, прекрасно показывая бесконечное всемогущество и мудрость Божию, являются достовернейшими знаками Откровения, доступными уму всех». Более того, порой чудеса настолько оказываются важны для нас, что документ Собора далее указывает: «Если кто-либо говорит, что Божественное Откровение не может стать воспринимаемым через внешние знаки и что поэтому люди должны быть побуждаемы к вере только личным внутренним опытом или личным вдохновением, да будет отлучен от сообщества верных». Это сильные слова, составляющие часть учения Церкви. Бог творит чудеса не просто так, для развлечения. Не творит Он их и на наших условиях. 

Будем просить Господа, чтобы он помог нам видеть чудеса его любви так часто, как Он их творит для нас, то есть — каждое мгновение нашей жизни. Ведь Его любовь не ограничена категориями мироздания – временем и пространством, Его любовь ничем не ограничена, и всегда готова достигать нас каждое мгновение нашей жизни, делая нас счастливыми навеки. 

Семинарист Данил 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *