Где Бог прячет Царство?

Где Бог прячет Царство?
Исх 34, 29-35

Пс 99
Мф 13, 44-46



Царство Небесное подобно купцу, который продал всё, чтобы приобрести одну жемчужину.

Итак, Царство Небесное – это сам человек, который отдал все, ради единственно важного.

Много среди Ваших знакомых таких людей?

Такие люди – как сокровище, скрытое под слоем земли. Они встречаются редко и не бросаются в глаза. Чтобы «откопать» такого человека, иногда нужно рискнуть всем. Мне кажется, последний конклав был хорошей тому иллюстрацией.

Однако, встреча с таким сокровищем, часто похожа на сегодняшнюю историю Моисея. Человек, несущий в себе сокровище Царствия, внушает окружающим страх. Сокровище недолго оставалось на виду. Его нужно опять спрятать под покрывалом, щадящим наши робкие души. Это потрясающе передает Гертруда фон Ле Форт в гимнах Церкви:

Не страшись моих золотых риз, не пугайся блистания моих свечей.
Ибо они — лишь покров над моей любовью, лишь щадящие руки над моей тайной.
Я выросла у древа позора, я упоена крепким вином слез,
Я — жизнь из муки, я — сила из муки, я — слава из муки,
Приди к моей душе и знай, что ты пришел к себе

Истинное богатство Церкви – это человек. Особенно, человек бедный и страдающий. Особенно, человек, избравший бедность ради Царствия и принимающий страдания как участие в Царствии Христа Распятого. В ранах таких людей созревает жемчуг Царствия.

Хватит ли мне мужества и веры, чтобы приблизиться к такой Церкви? Хватит ли восхищения, чтобы отдать все за такое Царство? Хватит ли смирения, чтобы стать одним из таких «анавим»?

Автор: с. Наталья Ивашковская SJE, Саратов

АНАВИ́М (ענוים, мн. ч. от евр. ענו, АНА́В), термин в Библии, по этимологии близкий к עניים, АНИИ́М (ед. ч. עני, АНИ́), «бедные, угнетенные, страдающие». В более широком, духовном смысле это слово обозначало кротких, праведных, живших не по закону силы, а по закону правды Божьей (Числ 12:3). Словом А. именовались последователи пророков, к-рые добровольно избирали бедность. К понятию «А.» близко понятие «нищие духом», к-рое встречается в кумранских текстах, Мф 5:3 и Лк 6:20. (Библиологический словарь)

Ответов: 8 »

  1. Слава Иисусу Христу! Да наш Папа настоящая жемчужина.Порой слушаешь таких людей,как резанет по самому сердцу и все переворачивается,представления рушатся и уже работает Святой Дух.А потом лезут сорняки.Хочется иметь такую веру.Но почему то разум затуманивается .В голове вступаешь в диалог со злом,жалеешь себя,гордыня берет верх, забываешь о Божией любви.
    Господи дай нам всем крепкую веру и не дай никаким заблуждениям свернуть нас с пути к Тебе.

  2. Не страшись моих золотых риз… Красиво. Спасибо, сестра Наталья, подарили еще одно имя.
    Ризы действительно внушают опасения. Любые. Может потому, что они всегда что-то скрывают, а что — очень трудно понять. Ризы святых, ризы от Господа — пожалуй единственные, которых можно не бояться. Давайте я расскажу вам о других…

    В глубине каждого из нас копошится клубок со змеями. Мы стараемся его не ворошить, отгораживаемся от него расписными ширмами самосовершенствования, заглушаем его шипение суетой дел, считаем, что заворожили своих кобр звуками дудок самолюбования, но они есть. Они облепили Жемчужину, скрывающуюся в тебе, чтобы ты никогда не осмелился к Ней приблизиться. У кого-то чаще, у кого-то реже то одна змея, то несколько сразу поднимет вдруг голову, чтобы ужалить нас и окружающих нас людей. И тогда мы добавляем ширм, увеличиваем громкость звука и убеждаем себя, что это и есть наши сверкающие ризы.
    Как бы ты ни увиливал, однажды Бог возьмет тебя за руку и поведет прямо к этому клубку, миновав все воздвигнутые тобой расписные преграды. Хорошо если в этой жизни, тяжелее если уже только в чистилище. Он поможет тебе побороть гадливость и отвращение, ужас и уныние, гордыню и отрицание очевидного, и понять, что это в тебе всё-таки сидит. Что есть — то есть.
    И тогда, запустив в этот клубок пальцы, ты с недоумением спросишь:
    — Зачем мне эта свобода, если она наплодила во мне столько зла?
    — Чтобы ты перестал быть слепым. Чтобы ты умел различать. Чтобы ты умел это побеждать. Чтобы, когда ты наконец вернешься к Отцу, никто и ничто не смогло тебя от Него оторвать. Приступай, Я тебе помогу.

    Однажды мы останемся без своих придуманных риз прямо перед шипящим клубком, но там, в глубине него будет скрыта дарованная нам Жемчужина, а рядом будет стоять Тот, Кто учит нас побеждать.

  3. Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем!»Человек, несущий в себе сокровище Царствия, внушает окружающим страх.» — а почему этот человек внушает нам страх, почему мы боимся того, чему казалось бы, должны радоваться от всего сердца? Хильдегарда привела очень замечательный, красивый и образный пример со змеями и жемчужиной. Две из этих змей, вероятно, это наши гордыня и зависть. Вспомните пушкинских «Моцарта и Сальери» Как завидовал трудяга Сальери, который постигал секреты музыки ценой огромных усилий, «гуляке праздному» Моцарту, у которого был гениальный Божий дар, который все свои партитуры писал практически сразу без ошибок и творческих мук! Мы также как и Сальери, боимся несущего сокровище Царствия, находясь в плену своей зависти и гордыни. Также когда то боялись фарисеи Иисуса. «Как и почему простой человек , сын какого то плотника, живущий на соседней улице, может быть лучше нас, таких ученых и набожных, так усердно молящихся и соблюдающих все религиозные предписания? Как и на каком основании он смеет быть Сыном Божиим, когда тут среди нас столько более достойных?» Так и мы сейчас повстречав такого человека, несущего сокровище, вместо радости можем поддаться зависти. А зависть — это тяжкие муки гордыни, которой нестерпимы мысли о том, что какого то «гуляку праздного» Господь одарил сокровищем Царства Божиего вместо того, что бы подарить его трудяге «молитвеннику». Вероятно, все мы несём в себе сокровище-жемчужину, только не догадываемся об этом. У каждого своё сокровище, особенное, характерное только для него, у каждого жемчужина своего определённого цвета. И эту жемчужину мы сможем обнаружить у себя, если постепенно перебьём всех своих змей. А гордыня это самая главная змея — мать, змея, которая порождает всё новых и новых змеёнышей! Убьём свою гордыню и исчезнет страх, что кто то лучше тебя. И тогда мы научимся различать цвета других жемчужин и радоваться им.Мы поймём, что Царство Божие сияет самыми разнообразными красками бесконечного числа жемчужин.Спасибо, сестра Наталья, за замечательное размышление!О многом задумываешься,и на много смотришь «под другим углом» Спасибо! С Богом!

    • Да, своя жемчужина — свой «пропуск» в Царствие Небесное «силой берется». Мы видим внешнюю легкость, но какой за ней стоит тяжелейший духовный труд не догадываемся, потому что этот труд тоже спрятан под покрывалом. А получается так:

      А я хочу с креста сойти —
      Мне там немного неуютно.
      Полегче мне б найти пути —
      На этом часто слишком трудно.

      Мне б увильнуть и убежать,
      Оставив крест свой на перроне…
      Потом же завистью страдать,
      Узнав своё в чужих ладонях.

      Зависть — это когда понимаешь, что ты не смог откопать своё сокровище и хочешь отнять чужое. А гордыня — это когда ты уверен, что имеешь на это право ))).

  4. «…внушает страх». А может, это чуть-чуть другой страх, который сродни страху Божию, преклонению перед тем светом, который не сам собою возник, а, скорее, отразился на лице Моисея? Мне вообще первое чтение представляется «предощущением» Преображения, его «репетицией». На иконах Преображения апостолы изображаются павшими ниц — и вряд ли от простого страха. В конце концов от простого страха убегают, а от трепета перед священным закрывают своё лицо и припадают к земле. Невозможно находиться слишком близко к священному, и может, Моисей потому закрывал сияющее лицо, чтобы «не обжечь» людей? Тут не радость и не зависть, а переживания какого-то более высокого порядка. Они встречаются реже, ну, как жемчужины не катаются просто так по морскому берегу, и даже раковины не валяются. Найти её — счастье, поднять (принять, а тем более купить, отдав все, что имеешь) — риск невероятный, потому что а ну как изменишься полностью. Не надо говорить, что на это способен каждый, что в каждом есть эта жемчужина. Нету. Есть только возможность принять или отвергнуть, потому что опыт богообщения иили вера приходят извне. Внутри же — змеюки. Но всё-таки не они одни, и копаться в них занятие, прямо скажу, недушеполезное, ибо ведёт чаще всего к унынию. Кроме змеюк, точно должно быть еще какое-то местечко, куда укладывается эта жемчужина, ловко и аккуратно, как в родную раковину, и там уж растёт и светит, разгоняя мрак — потому что на самом деле змеюк-то, может, и не было, а была одна темнота.
    Понимая это, уже как-то не так страшно рисковать. Хотя всё равно …

    • Апостолы поклонялись, фарисеи ненавидели, Мария Магдалина просто любила…Все безусловно не так однозначно и прямолинейно, как представляется со стороны единичного опыта. Поэтому мы и складываем наши опыты в общую корзинку )).
      А жемчужина… Неужели всё-таки нету?.. А зачем тогда местечко приготовлено? Ведь есть же оно, это местечко? Зачем? Подразнить? Мне кажется, это как сорока-ворона: этому не дала, потому что воды не носил. Не на чем кашу варить — вот и сиди голодный. Но это опять же может быть не так однозначно ))).

    • Насчёт жемчужины. Вместо предложенной метафоры «жемчужина =Царство=человек» предлагаю другую «жемчужина =вера=Царство», а веру обрести собственными силами невозможно, потому как она благодать и дар. И даже желание обрести веру, с которым часть из нас, вероятно, и пришли в храм, это тоже действие Бога, действие его благодати, а не наших рационализаций. Место же для веры в человеческой душе, данной Богом, приготовлено, так сказать, по определению.
      И по поводу «простоты». Не уверена, что поклоняться, как поклонялись апостолы, или любить, как Мария Магдалина, это просто, то есть легко. (кстати, фарисеи, полагаю, не столько ненавидели, сколько ревновали, но это так, в сторону). До такой простоты нам — как до неба, если вести речь именно о глубине веры. А вот психологизации веры и превращения её в один из механизмов самопознания опасаюсь, потому как сама такую современную склонность наверняка имею.

    • Нет уж! Давайте определимся в терминологии )).
      «Просто любить» — это любовь совсем не поверхностная или дешево доставшаяся. Просто любить — это любить, отбросив умствования. Услышать шаги — и побежать навстречу, не задумываясь, хорошо это или плохо, и что о тебе скажут другие. Мне кажется она любила именно так. Эта любовь не из легких. Хотя, очистив ее от всяких примесей вроде эгоизма, вожделения и пр., Бог дает такой любви полет, а значит легкость, только опять другого порядка — не отсутствие трудностей, а отсутствие земных притяжений.

      А насчет веры. Если она не закладывается при нашем сотворении, в чем (в наличии «не») лично я сомневаюсь, то уж при крещении это зерно в нас точно попадает. А дальше — наше к этому зерну отношение, бережное или не очень.

      Мне кажется, arcadia, мы о многом сходимся во мнениях, только нас сбивает многозначность используемых понятий))).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *