Дева мудрая – св. Тереза Бенедикта Креста

Дева мудрая – св. Тереза Бенедикта Креста

Ос 2, 16б. 17б. 21-22

Мф 25, 1-13

«Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее…» Не только у пророка Осии, но и во многих книгах Ветхого, да и Нового Завета, вера в Бога описывается при помощи метафор, взятых из отношений мужчины и женщины. Верность Богу сравнивается с супружеской верностью, и наоборот – поклонение идолам – с супружеской изменой. Израиль (в Ветхом Завете), Церковь (в Новом Завете), как и отдельно взятая человеческая душа – это возлюбленная Богом невеста, «красы которой жаждет Царь», к Которому ведут ее в «испещренной одежде, с веселием и ликованием», как мы слышали в сегодняшнем псалме. Наверное, метафора любви лучше всего сравнима с искренней и сильной верой. На память приходят еще одни прекрасные строки: «…ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее…» (Песнь 8,6-7).

Но кто-нибудь может возразить, что вера, основанная на т.н. «нежных чувствах», на эмоциональной привязанности – удел людей недалеких. Это то, в чем нас постоянно обвиняют атеисты. А вот человек умный и образованный, не станет верить в какого-то там Бога, потому что руководствуется не какими-то там чувствами, а здравым и трезвым рассудком. Поэтому и образ верующего, созданный идеологами атеизма – это, как правило, наивный простак, которого легко обмануть всякими баснями и красивыми словами.

Святая, день которой мы сегодня празднуем – абсолютное опровержение этого «образа». Она получила наилучшее образование в университетах Бреслау, Геттингена и Фрибурга, ученица великого Эдмунда Гуссерля, основателя школы феноменологии. Да, когда то и она придерживалась популярных в то время атеистических взглядов, но нечто большее, некое внутреннее чувство, не дававшее ей удовлетворения, влекло ее дальше, к познанию Истины намного более глубокой, чем истины, доступные научному познанию. Влекло в пустыню, где замолкают все рациональные доводы, зато становится слышен голос Бога, говорящий к сердцу. Чувство? Да, именно «чувство», точнее «вчувствование» (нем. «Einfühlung», которое чаще переводят как «эмпатия»), стало предметом ее феноменологических исследований. Но Истина, остававшаяся недоступной для нее на уровне разума, открылась в полноте на уровне сердца. Но и познав Бога, приняв Его в своем сердце (в таинстве крещения), она не отказалась от науки, ведь вера натуральным образом ищет понимания. Её новыми учителями стали св. Тереза Авильская и св. Фома Аквинский. И это не был чисто научный интерес, ведь выбор монашеского послушания свидетельствует о ее глубокой и искренней вере, которую она не побоялась признать. 

Воистину – дева мудрая, которая до конца сберегла масло верности, и светильник которой не погас даже в застенках Освенцима.

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *