Ис 40, 1-5. 9-11
Пс 85
2 Петр 3, 8-14
Мк 1, 1-8
Слава Иисусу Христу!
Сегодня 2 воскресенье Адвента.
Благодарю всех кто был с нами в течение прошлой недели. Спасибо, что посещаете наш блог, знакомитесь с размышлениями, молитесь вместе с нами. Особенная благодарность авторам размышлений, которые делятся с нами Словом Божьим и верой.
Приглашаю всех вас также и на этой неделе, на которую…
Да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын, и Дух Святой. Аминь.
А это размышление на сегодня:
Дорогие братья и сестры!
Каждое второе и третье воскресенье Адвента иногда называют воскресеньями Иоанна Крестителя. Он является одним из главных покровителей Адвента, ведь именно он, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, был посланником, который приготовит путь для Господа. «Вот, Я посылаю Ангела (посланника) Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
Он был ангелом, в значении — посланника Бога, чтобы приготовить людей к пришествию Иисуса Христа. И нам с вами он может помочь приготовиться к этому.
Сегодня мы слышали: „Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои”.
Интересно, во времена, когда телевидения и интернета не было, так много людей узнало о нем, так много людей хотело прийти к нему. А почему? Зачем они приходили? Ведь не для того чтобы получить много денег или иметь какую-либо реальную, видимую пользу. Они приходили, чтобы принять крещение покаяния и исповедовать свои грехи.
Мы бы сегодня сказали — пришли креститься и исповедоваться. Но это было не то крещение, которое мы сегодня принимаем, и не та исповедь. Сейчас мы принимаем такие таинства, о каких Иоанн говорит: „Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым”. Наше крещение и покаяние — это таинства, осуществляющиеся силой Духа Святого, которые берут начало в смерти и воскресении Иисуса Христа. Тогда это было крещение водой и покаяние просто, перед Богом, без благодати таинства. Но все же, столько людей приходило к нему.
Иногда приходят в церковь люди, которые хотят исповедоваться. Зачастую такие люди еще ничего не знают, либо знают очень мало о Боге, о христианстве, о таинствах. Такие люди часто, даже не знают, как исповедоваться и не до конца понимают зачем. Поэтому сначала нужно их к этому подготовить. Но они очень сильно хотят, как можно скорее, потому что не выдерживают тяжести своих грехов. И они хотят избавиться от них.
Наверно, таково было состояние людей, приходивших к Иоанну Крестителю. Все мы имеем грехи. Но у нас есть возможность исповеди, которой не было у них. Они не знали, что делать с этой тяжестью. Иоанн дал им эту возможность, этот шанс — избавиться от тяжести грехов.
Мы имеем эту возможность – но как мы ее используем?
Иногда человек стремится как можно скорее ощутить радость первой исповеди, но потом, когда уже можно в любое время, человек начинает откладывать и редко исповедуется.
Сегодня Слово Божье призывает нас к покаянию. Нам необходимо заботиться, чтобы всегда быть в состоянии благодати Божьей, дружбы с Богом. Поэтому если у нас нет смертных, тяжких грехов — хорошо приходить на исповедь, хотя бы раз в месяц. Но если у нас есть тяжкие грехи – то необходимо сразу же после греха, при первой же возможности. Покаяние начинается с исповеди. И потому люди приходили к Иоанну и исповедовали свои грехи. Сейчас же мы приходим не к Иоанну, но к самому Иисусу Христу, который за нас, за наши грехи был распят на кресте, и в таинстве покаяния мы получаем гораздо больше благодати, чем те люди в Иордане. Но почему мы так редко этим пользуемся?
Адвент — это время покаяния и обращения. Во время Адвента, если мы хотим хорошо его прожить, у нас должна быть настоящая исповедь. Предлагаю уже сейчас об этом задуматься, подготовиться и не откладывать на последние дни перед Рождеством. Было бы хорошо, конечно если есть такая возможность, прийти в течение недели, специально ради того, чтобы исповедоваться. Обычно в это время меньше людей и у вас будет больше времени, чтобы спокойно, не спеша, исповедоваться. Необходимо подумать о такой предрождественской исповеди.
Но покаяние — это не только исповедь. Покаяние — это новая жизнь, это работа над собой, борьба со своими грехоми и пороками, это укрепление добродетелей.
Мы обычно знаем над чем нам стоит работать. Многие знают свои слабые места, места где особенно часто впадаем в грех, и пусть даже не в тяжкий, но грех.
Стоит над этим работать. Люди решительно приходили к Иоанну, который крестил их в Иордане.
Но почему они к нему приходили? Как они настолько ему доверились, что душу свою изливали, грехи исповедовали? Что же в нем было такого, что они ему доверяли?
И сегодня мы читаем: „Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд. И проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его”.
Это человек был искренним, смиренным, он не искал своей славы и комфорта. Он искал Божией славы, величия Бога. И люди чувствовали это, что это поистине искренний и подлинный пророк, что это Божий человек, Богом посланный.
Как мы видим, глядя на образ жизни, Иоанн жил очень аскетично и даже радикально. Очень много требовал от себя самого, а только потом от других.
Так мы и должны прожить Адвент – требуя в первую очередь, от самих себя. Иногда мы хотим работать над собой, хотим что-то менять в своей жизни, но собираемся к этому так долго и нерешительно. Иногда же мы жалеем себя, думаем, как это сделать, вместо того, чтобы решительно и радикально над этим работать.
Мы привыкли жить с комфортом, мягко, во всяком удобстве и удовольствиях. Мы привыкли, что у нас есть все, что нам не нужно тяжело работать, прикладывать громадные усилия.
Помню разговор с одним человеком, у которого есть своя фирма, и который жаловался, что кого он не примет на работу, особенно молодежь, никто не умеет, а главное не хочет работать. Говорит, что предлагает хорошие деньги, деньги они хотят, но работать не умеют и не хотят.
Возможно, эта проблема схожа и в духовной жизни — мы хотим работать над собой, но не умеем работать, не достаточно прикладываем усилий, нам не хватает решимости, постоянства в этой работе, мы слишком быстро сдаемся.
Может и нам стоит выйти в пустыню, как Иоанн, и учиться жить как он — минимальная еда, простая одежда, скромный образ жизни. Но мы бы так смогли?
Давайте попробуем на этой неделе более серьезно приступить к нашим постановлениям, которые мы приняли на время Адвента. Попробуем более серьезно и решительно поработать над собой, над своими слабыми местами, над своими пороками, грехами, чтобы во время Адвента их стало меньше.
Господи Иисусе Христе, которого мы ожидаем в это время, помоги нам быть более решительными и терпимыми в работе над собой, чтобы достойно подготовиться ко встрече с Тобой.
Св. Иоанн Креститель — помоги нам своим заступничеством и своим примером.
о. Марэк Ящковски, г. Сургут
Иоанн Креститель — один из моих любимых святых. Звучит это сухо. Но на деле, любимые святые — это очень близкие мне люди, близкие друзья. Вот Иоанн — такой. Глубокий, мудрый, смиренный, внутренне свободный… Он настолько «божий», что ничто в этом мире ему не страшно. И его пример вдохновляет меня в тяжелые минуты, придает мужества в трудных ситуациях.
У меня мечта — поставить пьесу об Иоанне Крестителе. Когда-то с группой молодежи из Саратова, Маркса и Тамбова мы написали сценарий небольшого музыкального спектакля об Иоанне Крестителе. Трижды я в разных приходах пыталась поставить этот сценарий. Но не вышло. Все упиралось в музыку. Так и не сочинили музыку для всех песенных партий. Хотя в черновом варианте существует уже 2 разные незаконченные версии. Эту мечту я еще не похоронила)
Вот пролог из этой пьесы:
Его рождество
окутано тайной,
как дымом кадила,
как временем давним.
Родившись,
он был наречен Иоанном.
Он рос молчаливым,
но часто бывало,
молился ночами
в пустынях Кумрана.
И Небо к нему
свои крылья склоняло.
В кромешном молчаньи
вдруг голосом стал он.
Предтеча Мессии,
пророк долгожданный,
он вышел крестить
к берегам Иордана.