Ион 1, 1 — 2, 1. 11
Ион 2
Лк 10, 25-37
Притча о добром самарянине является ответом Иисуса на вопрос законника «а кто мой ближний?». Как мы знаем, у иудеев в те времена были проблемы с принятием инородцев – гоев, которых они всячески сторонились, считая нечистыми. Конечно, ксенофобия не полностью искоренена и среди христиан в наше время, но в принципе мы согласны с тем, что любить ближних, значит – любить всех людей, независимо от их расы, национальной или культурной принадлежности. Но в наше время более важно отношение к первой заповеди – любви к Богу. Законник не задает вопросов относительно этой заповеди, но для многих современных людей это вопрос намного более важнее и актуальнее. Кто мой Бог? Почему я должен его любить? Что Он для меня сделал, чтобы я Его любил? Часто такие вопросы, полные презрения можно услышать от атеистов, или даже от разочаровавшихся в религии верующих, «обиженных» на Бога. Особенно это важно для тех, кто представляет себе Бога жестоким тираном, требующим беспрекословного исполнения своих заповедей и жестоко карающего согрешивших. Кто мой Бог? Притча о добром самарянине является ответом и на это вопрос.
Впавший в руки разбойников человек – это согрешившее человечество, впавшее в руки дьявола. Священник и левит – символы Ветхого Завета, который указывал человеку на его грехи, но реальной помощи не давал. Наконец, добрый самарянин – Христос, который склоняется над грешником, чтобы дать ему спасение, возливая масло и вино – символы таинств. Но и на этом метафоры этой притчи не заканчиваются. Ведь человек еще не до конца исцелен, и добрый самарянин передает его на попечение содержателя гостинцы. А это что за персонаж?
Св. Ириней Лионский пишет: «Господь поручает Духу Святому Своего человека, попавшегося разбойникам, над которым он сжалился и обвязал его раны, давая два царских динария, так чтобы мы, получая через Духа образ и написание Отца и Сына, с пользою употребили вверенный нам динарий, причисляя прибыль его Господу» (Против ересей 3,17,3).
Таков наш Бог. Тот, кто не карает грешника, а исцеляет его. Тот, кто посылает Своего Единородного Сына и Святого Духа для спасения людского рода. Тот, кто дает на наше «лечение» свои два динария, чтобы мы с пользой их употребили не только на собственные нужды, но и приумножили (как в притче о талантах), чтобы помочь также и другим. «Иди и ты поступай также». Но бывает, что мы не хотим «поступать также», как Иона, о котором мы слышали в сегодняшнем первом чтении.
Да, Бог не только исцеляет, но и дает конкретные задания и настоятельно требует их исполнения. Бог дает таланты и ждет от нас конкретных усилий для их преумножения. И бывает, что мы, не понимая важности этого задания, убегаем от исполнения, как Иона. Но эти задания, важны прежде всего для нас самих, для нашего спасения и спасения наших ближних, даже если мы считаем этих «ближних» своими недругами, какими были для Ионы жители Ниневии.
о. Ириней Погорельцев OP