Исх 14, 5-18
Исх 15
Мф 12, 38-42
Книжники и фарисеи требуют от Иисуса показать им знамение. Что собственно они хотели увидеть? Исцеленных больных и очищенных прокаженных они видели уже предостаточно. Может быть, хотели, чтобы Иисус подобно Моисею разделил море? А почему бы и нет? Ведь и Илия и Елисей делали что-то подобное. А ну-ка Иисус, ударь своим плащом по Иордану, чтобы воды разделились!
Иногда мы тоже думаем, что жизнь верующего человека должна состоять из сплошных чудес. Истинно верующий должен и по воде ходить и горы передвигать, Бог должен всегда выслушивать его просьбы и решать за него все проблемы. Все препятствия в жизни верующего должны расступаться перед ним, как морские воды, чтобы он мог достичь своей цели! Ах, если бы все было так просто…
Однако, книга Исход, которую сейчас читаем, может стать прекрасным путеводителем в духовной жизни, если сможем разгадать все ее символы. А сегодняшний фрагмент иллюстрирует первый кризис веры. Поверив словам Христа, как израильтяне поверили словам Моисея, мы желаем выйти из духовного Египта – из рабства греха, чтобы жить в свободе детей Божьих. Но фараон – князь мира сего, желающий видеть нас рабами преследует нас. И вот, наступает ситуация, которую мы считаем безвыходной! Мы загнаны в тупик. Что это за ситуация? Это когда мы думаем, что праведная жизнь невозможна, что невозможно жить по совести, по Божьим заповедям, и для того, чтобы выжить в нашем грешном мире, нужно обязательно грешить, то есть – вернуться в неволю фараона. Грешная жизнь представляется как изобилующий Египет, а жизнь праведника – безжизненная пустыня. Но выход из ситуации есть – пройти через море, среди расступившихся вод.
Св. Максим Исповедник видит в этом повествовании именно такой символизм: «метафорическим выражением разделения воды мысленного моря обозначается постоянное противопоставление друг другу по недостатку или излишеству противоположных добродетелям пороков», и далее поясняет: «пороки суть извращенные посредством преувеличения или преуменьшения добродетели. Так, например, добродетель умеренности, будучи преувеличена, перерастает в скаредность, а преуменьшена – в расточительность».
Праведная жизнь возможна, если мы научимся, избегая крайностей, находить истинные добродетели, и следовать им, ведомые истинным Моисеем – Христом, который жезлом своего Слова прокладывает для нас путь.
Или лучше послушаем, как изъясняет это св. Максим: «…оный великий Моисей, ударом всесильного Слова, символом Которого был жезл, пронзив (или, точнее сказать, разогнав) по образу моря обманчивость чувственных предметов, поспешающим к божественному обетованию людям подал твердую и непоколебимую землю под ногами – то есть, подлежащую чувству природу, в правом логосе бытия созерцаемую и удобоописуемую, показав ее доступной и удобопроходимой для добродетелями украшенного жития…» Амбигвы к Иоанну.
о. Ириней Погорельцев OP