Не противься злому

Не противься злому

3 Цар (1 Reg) 21, 1-16

Пс 5

Мф 5, 38-42

«Не противься злому». Такая «рекомендация» Иисуса звучит очень радикально. А если всерьез воспринять и сопровождающие эти слова примеры (о щеке и рубашке) – звучит слишком радикально из-за максимальной конкретики. Призыв Иисуса: взять свой крест и следовать за Ним – созвучен с этими словами и не менее конкретен. Но, кажется, его легче принять, особенно если человек искренне хочет подражать Христу. Возможно – потому, что «взять крест» и «смиренно нести его» больше ассоциируется с некими трудностями и испытаниями, ниспосылаемыми «напрямую» от Бога, с чем-то чрезвычайным и почти откровенно героическим. А вот «не противиться злому» — это уже проза жизни, жесткая реальность человеческих отношений. «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Испытания и трудности, и даже боль и лишения несравненно легче принимать от Бога, в чью справедливость и нелицеприятие мы верим, чем от людей, чья несправедливость для нас настолько же очевидна, насколько неприятна и болезненна.

Размышляя в свете сегодняшнего Евангелия над ситуацией, описанной в первом чтении, можно задать вопрос: как должен поступить настоящий христианин, оказавшийся в ситуации Навуфея? Отдать ли по первому незаконному требованию виноградник и пару полей в придачу? Согласитесь, это бы выглядело по меньшей мере странно. Тем не менее, этот вопрос отнюдь не праздный, ведь мы не так уж и редко встречаемся с человеческой несправедливостью в самых различных ее проявлениях: от мелких проявлений неравенства через неадекватные требования до открытой агрессии, лжесвидетельств и неправедных судов. 

Подставить правую щеку, если ударили по левой… Отдать и верхнюю одежду, если у тебя требуют рубашку… Пройти изнурительные две тысячи шагов, когда требуют тысячу… А как же законные права, борьба за справедливость? Несомненно, непротивление злу – это не само собой разумеющийся («стандартный») образ жизни и мыслей христианина. Это, скорее, цель — достаточно высокий уровень совершенства (если только это непротивление не обусловлено банальной трусостью). Это уровень, действительно связанный с героизмом. В качестве примера можно вспомнить св. Максимилиана Кольбе, который в Освенциме добровольно пошел на смерть вместо другого узника концлагеря. 

Такой уровень совершенства невозможно достичь самостоятельно и сразу. Необходима, прежде всего, Божия благодать – и не стоит сомневаться, что Господь дает ее каждому из нас преизобильно. Кроме того – необходимо время, потраченное нами не впустую, а для того, чтобы преодолеть несколько ступеней. Первая из этих ступеней – почти «ветхозаветная»: не допустить, чтобы в действиях или мыслях оказаться в роли неправедного Самарийского царя Ахава. Вторая – научиться не претендовать на то, что все вокруг «тебе должны» и ты прав во всем и всегда. Третья – освободиться от мстительности, мелочности и злобности, от нытья и уныния как реакции на несправедливость. Сколько всего таких ступеней? Точно знает лишь Господь. Мы же знаем, что только преодолевая их, мы можем реально приближаться к той бескорыстной, безусловной, щедрой и жертвенной любви, образ которой Господь Иисус явил нам в Своих спасительных наставлениях и которую подтвердил Своими спасительными страданиями ради нашего спасения. 

о. Николай Дубинин OFMConv. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *