1 Ин 2, 3-11
Пс 96
Лк 2, 22-35
Заповедь любви Иоанн называет одновременно и древней и новой. Древней, потому что истинной любви учили Закон и Пророки Ветхого Завета, новой же, потому что с приходом Христа, эта заповедь явилась нам в новом свете: «потому что тьма проходит и истинный свет уже светит». В истинном свете Бог престает быть для нас кем-то далеким, непознаваемым, Он становится «Богом с нами», и заповедь любви к Богу перестает быть абстракцией, теперь мы знаем каков наш Бог, и потому можем действительно по-настоящему Его любить. Заповедь любви и ближнему, к брату своему, тоже приобретает новое значение, потому что в любви к ближнему проявляется наша любовь к Богу: «что сделали вы одному из братьев Моих, то Мне сделали» — учит нас Иисус (Мф 25,40). Ненависть же к ближнему ослепляет нас, а духовно ослепший не может узреть Бога.
Об этом «свете к просвещению язычников» говорит сегодня старец Симеон, удостоившийся воочию узреть Спасителя. Он же изрекает об Иисусе очень важное пророчество, назвав Его «предметом пререканий». И предметом пререканий Иисус стал не только для «многих в Израиле», но и для многих во всем мире, и таковым продолжает быть и в наше время. Эти наши «пререкания» — споры между верующими и атеистами, между верующими различных конфессий, чаше всего выглядят как споры слепых со зрячими, причем каждый обвиняет в слепоте своего оппонента. Каждый думает о себе, что он познал истину, при этом мы подтверждаем свою точку зрения всевозможными аргументами: библейскими или философскими, подключаем к спорам также современную психологию. Все это конечно тоже нужно и полезно, но проверить себе на слепоту гораздо проще: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме».
о. Ириней Погорельцев OP