Блаженны очи ваши…

Блаженны очи ваши…

Сир 44,1. 9-14

Пс 132(131)

Мф 13, 16-17

Ни истории, ни даже имен родителей Пресвятой Девы, мы не найдем на страницах канонических Евангелий. Взята она из апокрифа т.н. «протоевангелие Иакова», который хоть и не был признан Церковью, все-таки оказал огромное влияние на раннехристианскую традицию. Из этого источника, который потом много раз пересказывался церковными авторами, мы узнаем о старшей бездетной паре, которая очень хотела иметь ребенка, о чем и усердно молила Бога. Скептик мог бы сказать – плагиат, таких историй много в Ветхом Завете, и даже в Новом, как история Захарии и Елисаветы. И даже имя матери Марии взяли из истории о рождении Самуила. И в чем-то такой скептик, конечно, будет прав. Но все эти истории о бездетных парах на самом деле имеют огромное символическое значение. Они выражают чаяния. Нет, не чаяния бездетных пар иметь утешение в старости, а мессианские чаяния народа Израиля. То, что казалось древним, безжизненным, то, что мы называем «ветхим», что уже утратило свою актуальность, древние заповеди и писания пророков, приобретает новую жизненную силу и способность рождать. То, на что смотрели как на мертвую букву, которая убивает, оказывается, может животворить, если мы воспримем Дух этих слов (ср. 2Кор 3,6). Это то, о чем говорит сегодняшний фрагмент Евангелия: «многие пророки и праведники желали видеть…». И это прекрасно, что эти чаяния древних отразились также в истории о рождении Богородицы, той «Денницы», которая возвещает приход Спасителя.

Таким прославлением величия предков является фрагмент книги Сираха, который предлагает нам сегодняшняя Литургия Слова. Но есть в этом фрагменте слова, которые, как кажется, имеют скорее негативное значение: «…есть такие, о которых не осталось памяти, которые исчезли, как будто не существовали, и сделались как бы небывшими, и дети их после них…». Как кажется, Сирах говорит о людях посредственных, которые не оставили о себе никакой доброй памяти, или о таких, чьи «деяния» лучше всего забыть. И кто-нибудь мог бы применить эти слова также к предкам Богородицы. Оба родословия, которые мы имеем в Евангелиях, приводят нас к Иосифу, но нет родословий Марии. Может быть только потому, что традиционно в Израиле не составлялись родословия по женской линии. Но можно на это «упущение» взглянуть и иначе – Её родословие — это вся история Ветхого Завета. Та, которая стала «новой Евой», в Иисусе Христе — матерью всех спасенных, должна быть духовной дочерью всех поколений «пророков и праведников», чаявших исполнения Божьих обещаний. Её род не забыт и память о них не исчезла.   

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *