Исх 17, 3-7
Пс 95
Рим 5, 1-2. 5-8
Ин 4, 5-42
Сегодня 3 воскресенье Великого Поста.
Благодарю всех, кто с нами тут, на этом блоге. Спасибо Вам за этот блог, спасибо авторам размышлений, тем кто заботится, чтобы всё было хорошо и вовремя. Спасибо и вам, которые заходите, читаете, иногда и пишете в комментариях.
Приглашаю Вас на новую неделю приключения со словом Божиим. Приглашайте и других на наш блог.
На новую неделю, да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын и Дух Святой. Аминь.
А это размышление на сегодня:
Дорогие братья и сестры!
Великий Пост, от первых веков христианства, это не только время подготовки к Пасхе, но и время подготовки катехуменов, а значит взрослых, которые готовятся к крещению. Большинство взрослых, которые хотят креститься в Католической Церкви, принимает это таинство именно в праздник Пасхи. Поэтому Великий Пост, это время непосредственной подготовки к крещению.
Литургия слова во время Великого Поста часто указывает заботу Церкви об этих людях. Чтения в воскресенья Великого Поста, должны помочь катехуменам подготовиться к крещению.
Поэтому столько воды в сегодняшней литургии. Сначала в первом чтении, жажда народа в пустыне, их плач и претензии – «И жаждал народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?»
Первые слова первого чтения: «жаждал народ воды».
И потом Евангелие. Иисус начинает с просьбы: «дай мне пить». Потом она просит Его: «господин! дай мне этой воды» — живой воды.
Вода крещения, это и есть живая вода, вода, которая дает нам жизнь вечную, которая очищает нас с грехов и дает новую жизнь.
Да, это катехумены. А мы? Ведь большинство из нас, которые слушаем эти слова – мы то крещенные?
Да. Но Великий Пост, это возможность вернуться к нашим крещальным обетам, и задуматься – как мы живем этим таинством? Что значит в моей жизни – я крещен, я верующий, я христианин.
Пусть размышление над сегодняшним отрывком Евангелия, поможет нам это понять.
Иисус останавливается возле колодца. Было около полудня, а значит жара. Никто обычно в это время не приходил к колодцу. Пришла только одна женщина. Может и специально. Возможно было ей стыдно – столько мужей, столько грехов в жизни… Хотела спрятаться от осуждающих взглядов людей, не хотела видеть людей.
И начинается разговор. Интересно Иисус начинает разговор – «дай Мне пить». С одной стороны так обычно, жизненно – полдень, жара, значит просить – дай мне пить, всё ясно. Но оказывается нет, не всё ясно. Сама женщина удивляется: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» Между этими народами был конфликт, они не должны общаться, обида. Кроме того, чтобы мужчина разговаривал с женщиной? Тогда это так не принято было. А Иисус разговаривает.
Это всё выглядело странно. Но надо посмотреть на Евангелие глубже. Скоро будем слушать, когда Иисус еще раз повторит эту просьбу – жажду!
Жажду – сказал Иисус на кресте. Чего жаждет? – воды? Наверное тоже, но…
Прежде всего Иисус жаждет спасения человека, каждого человека. Также и здесь, когда Иисус говорит – «дай Мне пить», Он выражает это – жажду, жажду твоего спасения.
После этого Он предлагает воду – живую воду.
Зачем вода? – чтобы омыться, очиститься.
Иисус говорит женщине о её жизни, показывает грех, показывает, что Он видит грех, знает о грехе. Но говорит не чтобы осудить а чтобы спасти, освободить.
А потом Иисус учит вере «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Он дает здесь новое понимание веры – не одно место, вообще не место важно, не форма обряда, не традиция, а дух и истина – истинная вера, искреннее обращение, встреча, общение с Богом в духе, в сердце. Часто бывает, что человек совершает какие-то обряды, жесты религиозные, совершенно не понимая что и зачем делает. Иисус учит вере, поклонения Богу в духе и истине. Этому мы должны учиться в начале.
Очищение от грехов и начало веры, это плоды, благодать, таинства крещения.
Давайте посмотрим еще раз на эту встречу, на красоту этой встречи.
Иисус начинает разговор очень просто, обычно… Он не ругается на женщину – ты грешница, Он не начинает читать ей лекций, Он не обижается на неё.
Он начинает простой разговор, так, чтобы начать, чтобы не напугать…
А потом ей стало интересно, она не боится. Вот и тогда можно начать серьезную тему.
А как мы начинаем разговоры? Как часто только увидим человека и сразу какие-то претензии, обиды, требования… Как начинаем наш разговор с другим человеком?
А как начинаем наш апостольский разговор? – когда хотим приблизить человека к Богу, вере? Часто начинаем сразу говорить – ты должен идти в церковь, ты должен покреститься. Такие слова обычно пугают, отпугивают, человек закрывается еще больше. А Иисус начинает спокойно – «дай Мне пить».
Св. Иоанн Боско говорил – если хочешь чтобы человек начал слушать о том, что тебе интересно, сначала ты поговори с ним о том, что ему интересно.
Женщина пришла к колодцу – Иисус начинает разговор о воде… Ведь её сейчас интересует вода.
Если смотрим дальше на разговор, видим разговор честный, искренний, открытый. Так общается Иисус, не говорит так, чтобы кто-то хотя бы не обиделся.
Как часто наши разговоры совершенно другие – как часто прямо в глаза мы говорим одно, а за спиной другое. Как часто не говорим прямо и открыто чего хотим от человека, только начинаем какими-то намеками что-то сообщать…
Не хватает такой искренности, открытости, как говорит Иисус.
Стоит над этим подумать – как выглядит моя встреча, мой разговор с другим человеком?
А разговор с Богом?
Женщина, не зная даже об этом, разговаривала с Богом.
Я часто слышал от людей, которые прочитали этот отрывок – я очень люблю этот отрывок.
Почему так часто любим этот отрывок? Тут прямо чувствуется эта великая любовь Иисуса к человеку, чувствуется такая сердечная, доброжелательная, приятная атмосфера этой встречи, хотя это иногда и трудный разговор.
А как мы разговариваем с Богом? Умеем ли мы так просто сесть и поговорить? Рассказать о своей жизни и выслушать, что мне хочет сказать, что мне говорит Бог?
Великий Пост это время, когда возвращаемся к моменту нашего крещения, когда обновляем наши обеты, обещания, данные нами или родителями в момент крещения.
Сегодня, сейчас понимаем больше – крещение это моя связь с Богом, это моё общение с Ним, общение очищающее, общение искреннее. Может и нам стоит учиться такому общению? Может и нам стоит поработать в течение Поста над качеством и глубиной нашей молитвы?
И последняя мысль. После встречи с Иисусом женщина пошла к людям – уже не боялась, наоборот, хотела всем рассказать. И многих привела к Иисусу. Ей уже не стыдно было за прошлые грехи. Они остались в прошлом. Иисус её от них освободил.
И мы также, после встречи с Иисусом, должны идти к людям и с энтузиазмом говорить им – я встретил Иисуса – пойдите и вы и посмотрите. И подскажем им, где можно найти Иисуса.
А они потом нам с благодарностью скажут, как сказали тогда женщине: «уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».
о. Марэк Ящковски, Сургут
Слава Иисусу Христу!
Разговор, общение с ближним, как и с Богом у меня только в стадии становления.
После открытия, для меня, важности отношения в жизни следует другой этап — общение. Это и правильно высказывать мысли (что бы не обидеть, и быть понятым), выбор интонации, момента… и многое другое. Это искусство, которому учатся всегда, каждый день. И в молитве, и на работе, и с внуками.
Я не всегда от своего общения в восторге. Но, поворачиваюсь к Марии, к Иисусу…
Мы все разные и это помогает друг другу продолжать идти в перед.
Слава Богу за все!