Пс 67
Мф 14, 1-12
Услышанной правде лучше подчинятся, чем подчинять её себе.
Вот история Ирода…
Совершил ошибку: пошел за голосом страсти и голосом сердца (история Ирода и Иродиады — это не самые страсти). Пошёл вопреки морали, общественного порядка и голоса Божьего. Это плохо, но не трагически. Ирод ведь слышал призыв к покаянию и обращению. И Иродиада также. Иоанн ясно говорит, что делать.
А их действие?
Ирод взял Иоанна…
Взял, задержал, захватил…
Значит — ограничил его свободу. Но взятый человек находится ещё в пространстве свободы, ещё находится между свободными; имеет ещё свободные руки и ноги.
Ирод идет дальше: связал его! То есть ограничил пророка ещё более.
А затем посадил в темницу. Т.е. в пространство плена, где человек лишен свободы.
Иоанна ли Ирод ввергнул в темницу или правду? Иоанна хотел подчинить себе и контролировать, или правду? Ведь раньше Иоанн Ироду не мешал. Но когда правда коснулась его самого — ему стало «больно». И он не может выдержать этого напряжения между тем, как должно быть, и тем, как есть. Но он не меняет того «что есть», только делает это «как должно быть». Проще: меняет правила жизни, но не жизнь.
Еще два замечания насчёт попытки контролировать истину:
Первое: Ирод делает это из очень хороших побуждений: за Иродиаду. Это слово можно и понять как для Иродиады. И тогда получается, что Ирод манипулирует истиной (давит на неё, угнетает её), ради человека которого любит! Не делает этого ради зла, но из-за хороших намерений! (Пытается утишить совесть или братское/родительское/дружеское наставление из-за, например, «святого спокойствия (хотя это спокойствие более святотатственное, чем святое).
И второе замечание. Попытка утишить правду ведёт к её смерти. В момент совсем неожиданный. Святотатство.
Предлагаю прочитать это Евангелие ещё раз, подставляя вместо Иоанна Правду.
Автор: о. Михал Мжыглуд, г. Новочеркасск
Фото: кадр из фильма «Воровка книг»
Что есть правда ?
А истина?