О лисах и их норах

О лисах и их норах

Быт 18, 16-33

Пс 103(102)

Мф 8, 18-22

Из трех ответов Иисуса трем разным людям, рассмотрим только первый, данный некоему «книжнику». На первый взгляд, смысл ответа Иисуса таков, что у Него нет постоянного жилища, и Его жизнь – постоянные странствия в бедности, что должно было вразумить этого книжника. Наверно именно поэтому в намереньях книжника следовать за Иисусом следует искать какой-то подвох. Св. Иоанн Златоуст прямо обвинял его: «Что же, – говорит ему Христос, – ты надеешься, следуя за Мной, собирать деньги? Не видишь ли, что у Меня нет жилища даже и такого, какое имеют птицы?» (Беседы на Евангелие от Матфея). Также и св. Иероним сравнивал этого книжника с Симоном Волхвом, который хотел купить у апостолов дар Святого Духа. Однако то, что Иисус упоминает «лисьи норы», заставляет нас еще глубже рассмотреть эту метафору. Даже в нашем фольклоре лисицы всегда символизируют хитрость и коварство, в Святом Писании этот образ также является негативным. Так, например Иисус говорит об Ироде: «скажите этой лисице…» (Лк 13,32).

Св. Максим Туринский (V в.) пишет следующее: «Всякий христианин, кто хочет скрыть свои грехи, есть духовная лисица. Ведь как лиса живет в тайном месте из-за своих проделок, так и грешник прячется в норах, таясь из-за сознания своих грехов. И как лисица не осмеливается обнаружить коварство своих дел перед людьми, так и грешник стыдится исповедать беспутство своей жизни в церкви. Право же, я назвал бы лисицей всякого христианина, который строит козни против своего соседа, который ежедневно старается пробраться в чужие владения, присвоить плоды, пожрать животных…» (Проповеди).

Следуя интуиции Максима, можно сравнить этого книжника с лисом, но Иисус не позволяет ему вырыть себе нору в Его общине. Хотя, увы, таких лис и их нор в Церкви Христовой во все времена было предостаточно. 

Такими лисами во II веке были гностики, с которыми неутомимо боролся св. Ириней Лионский, которого сегодня вспоминает Церковь. В своем трактате «Против ересей» он также упоминает «лисиц». Обвиняя гностиков в том, что они переиначивают смысл Святого Писания, он говорит: «…Переставляя и переиначивая, и из одного делая другое, они успевают обольстить многих призраком нескладно связанных слов Господних. Как если кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожит представленный вид человека, переставит и приведет в другой вид эти камни, и сделает из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении будет потом отзываться и говорить: «вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник», указывая при сем на камни, из которых первым художником прекрасно сделано было царское изображение , а последним дурно переделано в изображение пса, и указанием на камни станет обманывать и убеждать неопытных, не имеющих понятия о царском лице, что этот гнусный вид лисицы есть то самое прекрасное изображение царя; таким же образом и эти люди сшивают старушьи басни, и потом вырывая оттуда и отсюда слова, выражения и притчи, хотят к своим басням приспособить изречения Божии» (Против ересей 1.8,1).

Гностиков также можно бы было сравнить с лисицами, которые переиначивают христианское вероучение «по своему образу и подобию». Но тот, кто твердо исповедует Истину, не попадется на эту хитрость. Далее св. Ириней говорит: «Кто содержит неуклонно правило истины, которое принял через крещение, признает имена, слова и притчи, взятые из Писаний, но не признает богохульного приложения, какое из них сделано. Ибо хотя и узнает камни, но лисицу не примет за изображение царя, и каждое изречение, возвратив в свою связь и приложив к телу истины, обнажит вымысел их и покажет его несостоятельность» (1.9,4).

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *