Волки узнаются по плодам

Волки узнаются по плодам

4 Цар 22, 8-13; 23, 1-3
Пс 119
Мф 7, 15-20

загруженное

Еще с детства я помню одно изречение: «Десять человек не построят столько, сколько один  может разрушит». Я слышала это изречение от старших. Так они хотели указать на кого-то, кто не в согласии с ними, и кого они не хотели бы брать в сотрудники.

Евангелие сегодня говорит об Иисусе, Который учит Своих ученников, наверняка сидя с ними в тени фруктовых деревьев.  Иисус сказал им: «Берегитесь лжепророков…». Ту же самую мысль будут повторять святые Петр и Павел в своих посланиях. Это указывает нам на то, что это предупреждение было актуальным и для первых христиан.

Возникает вопрос:  эти волки в овечьей одежде, эти лжепророки – кто это? Как их узнать?

Иисус отвечает: «По плодам их узнаете их». И тогда приносит сравнение с плодоносными деревьями.  Может быть, вокруг Него были разные деревья, некоторые с неспелыми плодами, с плодами, требующими время, чтобы поспеть.  В саду, наверное, можно было увидеть остатки спиленных деревьев, которые хозяин решил убрать, потому что они ему не приносили плодов. А притча Иисуса каждому слушающему дает возможность понять смысл Его наставления. Плоды деревьев разные, некоторые из них полезные, и сразу могут употребляться нами в пищу, как например яблоки…  А другие надо перерабатывать, как оливки для масла. Иные плоды могут использоваться в маленьких количествах, как специи. Плоды на деревьях не видны сразу и всегда, а нужно время, чтобы плод показался, ведь его можно найти только в определенное время года, когда его пора. Но всё дерево цениться из-за плодов, которые собираются лишь раз в год. В противном случае, если плодов нет, срубают все дерево. Так обстоят дело с фруктовыми деревями в саду. Но разве Иисус хочет говорить о деревьях?

Он говорит о людях, об их взаимоотношениях, и их решениях. Он хочет предупредить нас, что мы, в нашей христианской жизни, будем встречать людей, действие которых подобно кислым, ядовитым, вредным плодам. Внешне они похоже на всех других успешных, образованных и уважаемых людей, но внутренне они бывают неприемлемы для здоровой христианской жизни. Именно таких людей надо беречься.

Притча о деревьях и плодах говорит нам, что нельзя судить о ком-то скоропалительно, на основе одной встречи, одного дела. Чтобы плод показался, нужно время. Надо уметь наблюдать, ожидать,… нужно в себе найтии мужество, чтобы отказаться от вредного дерева и его плода, чтобы срубить его, порвать дружбу и сотрудничество.

В этом наблюдении не будет достатоно, чтобы мы только заметили тех, кто приносят плохие плоды. Для нас важно также замечать тех, кто приносит хорошие плоды. Возрастанию в духовной жизни не способствует только «отрезать» плохое,  но нужно сажать что-то позитивное. Нужно узнать добрые плоды, и доброму дереву дать возможность развиваться. Если христианин не умеет различить истинно здоровых от ядовитых плодов жизни, и если не  откажется от всего, что способно угасить христианскую жизнь, тогда он подобен овце среди волков. И его очень скоро завоюют все негативные течения нашего времени: рекламы, материализм, погоня за успехом, обман, и так без конца. Для нормальной христианской жизни необходимо, чтобы у нас была атмосфера, которая нас защищает и питает полезным, а это есть община. Невозможно остаться хорошим христианином вне общины.

Еще нужно подчеркнуть, что является тем плодом, о котором мы должны стараться, чтобы наша жизнь была исполнена им. Это – любовь, а любовь узнается по вкусу жертвенности. Любовь, готовая к жертвам, раньше или позже, в личной и общественной жизни, проявляется как плод драгоценного качественного вкуса, который обогащает многих.

с. М. Августина, кармелитка БСИ, Таганрог

Ответов: 6 »

  1. Волки воют прямо внутри нас. Волки гордыни, тщеславия, зависти, ненависти, обиды. Эти голоса надо уметь различить и отсечь. Волчий вой раздается и снаружи, и его тоже надо уметь выделять и не слушать. Но называть волком человека я бы не стала торопиться. Да, бывают люди и ситуации, провоцирующие меня на зло, и я буду их избегать, но это только знак того, что мне надо укреплять мою веру, а не ставить на людях крест. «Отойди от Меня, сатана», — сказал Иисус сатане, а Петра прощал до семижды семидесяти раз. Беречься греха не значит беречься грешника, нельзя делить людей на приемлемых и нет, здесь уже действительно до жертвы недалеко. Ср. Мф. 5, 38-48.

  2. А вот меня всегда в таких темах интересовал вопрос: почему мы должны убегать и бросать этих людей? Разве мы не должны пытаться (или хотя бы хотеть) помочь им? Разве они наши враги? Они те, кто нуждается в помощи, им и так не позавидуешь, а мы еще и отвернемся. И вторая сторона вопроса: а откуда возникает уверенность, что мы не можем стать для кого-то таким «волком» даже не желая этого? С каждым может случиться какая угодно ситуация, и тут важно, чтобы были люди, способные помочь, если ты заплутал. Не думаю, что люди, подверженные пороку, злу очень от этого счастливы. Чаще всего, они на самом деле глубоко несчастны. Вот ситуации — да. А к людям нельзя так относиться — убежал и бросил. Мне так кажется

    • Люди разные. Есть люди, которые мне не по зубам. Их ненависть сильнее моей любви. Я могу их осудить и отказаться от них навсегда, а могу взять тайм-аут, пока моя любовь не возрастет настолько, что пребывающая в них ненависть не сможет убить любви во мне. И тогда я смогу к ним вернуться.

      Удачно выбранное Вами имя облегчает объяснение. Смотрите, если взять в рассмотрение только то, что Ицихитананцу – мальчик, а значит человек, обладающий достоинством, о котором мы должны помнить, в каких бы обстоятельствах этот человек ни оказался, — это обязательно приведет нас в лес, где Ицихитананцу, даже не догадываясь о наших благородных соображениях, благополучно нас съест.

      Если съест он всё-таки не нас, а наших товарищей по деревне, мы рано или поздно увидим вторую его сторону – это мальчик, пожелавший стать чудовищем. Он сделал свой выбор. У нормальных людей остается два пути: или избегать леса, где можно встретить чудовище, или пойти и убить его (мы помним, что осуждение, презрение, ненависть – тоже убийство).

      Но для христианина это неприемлемо. Жителям деревни очень трудно было убить чудовище. Перед христианином стоит задача невообразимо более сложная: рассказать чудовищу о любви. Рассказать так, чтобы в чудовище очнулся человек, ужаснулся чудовищности совершенного им и поверил в то, что он может быть дитем Божьим, если обратится от зла. Человеку эта задача не под силу: чудовище сильнее его. Но Господу всё возможно. Поэтому христианин уединится (откажется-таки от общения с чудовищем) в молитве: наш Господь сильнее всех, мучающих нас чудовищ, Он подскажет, что с этим делать. Господь, вняв нашей молитве, может привести к нас нужным словам и действиям, и тогда христианин встанет и пойдет в лес. Вряд ли это будет увеселительной прогулкой, но мы-то знаем концовку. Или Господь, опять же вняв нашей молитве, может призвать другого христианина, чья харизма может лучше с данной задачей справиться, ведь мы смиренно понимаем, что благодать даруется всей общине.

      Отказываясь от общения, мы помним, что это — мера вынужденная, в силу нашей человеческой слабости, но и временная, т.к. горячая и упорная молитва о враге творит чудеса. И никогда мы не оставим надежды, что Господь найдет дорогу к сердцу человека, даже если человек пожелал стать чудовищем, и даже если обращение этого человека так и останется лично мне не под силу.

    • Длинная сказочка получилась. А я ведь не рассказала еще самого интересного. Думаете, Ицихитананцу крещен, обращен, и сказке конец, а кто слушал молодец? Неет, у него всё только начинается. Процесс отмежевания от всего дурного, что осело внутри него, пока чудовище им распоряжалось. Путешествие внутрь себя. В лес, который внутри.

      Ицихитананцу — это каждый из нас. Мальчик-чудовище. Кто-то больше мальчик, кто-то больше чудовище, но эта двузначность есть в каждом из нас. По отношению к другим надо быть терпеливым и всегда помнить об их мальчике, даже защищаясь от их клыков. Во внутренней жизни двузначности нет. Там нет этого переплетения доброго и дурного в одном элементе, там каждый элемент однозначно определен. Там нет белой зависти — или белая, или зависть. Жадность никогда не обратится в альтруизм. Или-или. Там все так, как говорит сестра Августина. Следишь за своими чувствами, мыслями, действиями, определяешь качество и отсекаешь то, что в тебе осталось от чудовища. Безжалостно.

      Мы часто путаем. Законы духовной жизни, ее однозначную определенность, мы переносим в материю, туда, где все двунаправлено, — и убиваем мальчика вместе с его чудовищем, не оставляя мальчику шансов. А со своим чудовищем внутри, вдруг начинаем разговоры разговаривать и убеждать себя, что оно еще станет хорошим. А оно может только съесть. И мальчика, и тех, кто вокруг.

      Самое страшное для человека чудовище сидит у него внутри. Но ведь помощники у христианина всегда есть, даже если ему кажется, что он один: Слово Божие, Исповедь, Причастие, к общине присмотреться надо повнимательнее, часто наша гордыня не дает увидеть рядом с нами тех, кто знает о Любви не понаслышке.

      • Да, да. Вы тысячу раз правы.И конечно, смогли объяснить гораздо лучше, чем я. А самое удивительное для меня — это то, что Вы знаете сказку про Ицихитананцу))
        Но все-таки у меня остается вопрос — действительно ли это полностью его выбор, акт доброй воли — стать чудовищем? Может, просто не хватило сил?..Мальгаши — народ-автор сказки — конечно, не задавались вопросом, почему Ицихитананцу стал чудовищем. Стал да и стал, может, для мальгашей это вообще была обыденность(шучу, конечно). Если бы мы в современной школе вдруг начали разбирать эту сказку на уроке литературы, мы бы непременно задались этими вопросами — а почему мальчик стал чудовищем? что он чувствовал? Страдал ли он? Помнил ли он, что был когда-то человеком? Хотел ли вернуться к людям?.. Ведь в решении какой-то проблемы понимание ее причины — половина успеха. Сколько себя помню, в своей сознательной жизни мне всегда казалось, что если человек злой, если он делает больно мне (или другим) — значит, больно ему самому, значит, есть какая-то причина. Я всегда старалась помочь в такой ситуации, как умела. Иногда получалось, иногда не очень, иногда, как Вы говорите, их ненависть оказывалась сильнее моей любви. Но по-моему, тут очень важны наши намерения, что мы выберем — брезгливо отшатнемся, чтобы не замарать свои белые ручки? Или захотим протянуть руку помощи? Я думаю, если ты действительно искренне хочешь помочь, Господь всегда даст тебе средства, надо их только увидеть.
        Чудовище…да, оно живет в каждом из нас. И я даже расскажу, как оно рождается. Я тоже неожиданно для себя оказалась на месте такого вот «волка». Случилось так, что я совершила не слишком хороший поступок и тем самым сделала неприятно своим друзьям. Конечно, когда я это делала, то совершенно не понимала, что выйдет что-то плохое. Бывает, что сразу не доходит. Я все осознала, только позднее. Ужас объял меня от этого осознания, и я побежала извиняться. И тут я узнала, что оказывается, мои друзья сразу поняли, что выйдет что-то плохое, но никто ничего не сказал мне. Они стали тихо обсуждать это между собой, наблюдать, что же будет, и конечно же, додумали и того, чего и в помине не было. Они стали меня избегать (а я думала, они заняты на работе), перестали привлекать меня к делам прихода. Короче, сами решили, сами вынесли приговор, сами привели его к исполнению. И ни один человек не подошел и не сказал: слушай, ты поступаешь неправильно, вообще-то, это неприятно. Просто выплюнули меня и все. Я понимаю, во мне, конечно, говорит обида, и это не очень хорошо, я понимаю это. Мало того, что очень неприятно осознавать, что ты такая скотина, так теперь я каждый день веду войну с этой обидой. Свою внутреннюю кровавую войну. Мне кажется, что у меня в спине нож, который насквозь прошел и сердце, и там застрял, вредная железка. И я не могу передать словами, как чудовище внутри хочет убежать в лес и есть людей, как оно рычит, просит, умоляет, требует. Но я-то понимаю, что я человек, поэтому и веду эту войну. Тут хочу сделать отсылку к другому образу. В фильме Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке» есть очень интересный образ ненависти. Она показана в виде языков демонического пламени, которое пожирает своего носителя и превращает в чудовище. И если носитель ненависти касается кого-то, то тоже заражает его ненавистью. Так происходит с главным героем, принцем Аситакой, и все время он вынужден бороться с ненавистью, которой его заразили. И несмотря на то, что он очень светлый человек, с большим добрым сердцем и чистой душой, ему приходится очень нелегко. А причиной ненависти является боль и выходящий из нее гнев. Если человек не может справиться с ними, то погибает в этом огне ненависти. Мне кажется, очень яркий образ. Так и есть в жизни. Люди заражают друг друга ненавистью, поражают болью. И у нас есть важная миссия — разорвать этот круг. Не передавать дальше проклятье.Мы должны быть внимательны, чтобы не плодить чудовищ, ведь это так просто. Будьте, пожалуйста, более милосердными, не спешите никогда с осуждением и приговором

        • А я и не знала этой сказки, это Вы меня с ней познакомили. Люди могут быть богатейшим даром друг другу, и взаимно друг друга обогащать, поэтому сатана и делает все возможное, чтобы посеять между нами раздор и отсечь нас друг от друга.
          Ваша боль и Ваша духовная борьба — это драгоценная благодать, Вы — тот сын, который был мертв и ожил, Ваша душа жива, и поэтому Вам больно. Теперь Вам нужно найтись. В духовной борьбе много ловушек. Вам нужен кто-то рядом, кто научит Вас там побеждать. Присмотритесь к священникам, может кому-то Вы могли бы довериться. Такие ножи мы сами не вытащим, только Господь залечивает такие раны, но о них Ему надо говорить. Страшно подойти просто так — скажите на исповеди, и о ноже, и о борьбе, и о чудовище. Есть священники, и много, которым Господь вручил дары премудрости и совета. Только не просите избавить от боли и борьбы, не болит у мертвого, кричите, что боитесь проиграть. Господь услышит. Может, не сразу исполнит. А может исполнить как-то неожиданно. Главное, начать — сказать об этом тому, кто может видеть Ваши глаза, а Вы — его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *