Быт 3, 9-15
Пс 98
Еф 1. 3-5. 11-12
Лк 1, 26-38
Страшное это слово — грехопадение. Библия написана не для нас и даже не про нас — она написана в нас. Всё, что там случилось с прародителями в Эдеме — личная история человеческая. Как так могло статься: не было греха и вдруг — появился? И жизнь какая была до него? Забыл человек; силится вспомнить. Что-то было неимоверно важное, пока не появилось то самое, что «хорошо для пищи и что приятно для глаз и вожделенно». Новое знание, пришедшее со грехом затмило и стерло из памяти прежнее блаженное ведение.
Ветхая Ева — наша праматерь. Дала, говорят, нам испорченную природу. Теперь мы умеем понимать шипение змия, но с ужасными помехами доходит голос от Бога. Теперь научились определять вкусную еду, а она разрушает здоровье. Теперь преклоняемся перед красотой и музой, а живем в безобразной действительности. Теперь с малых лет учимся и детей мучим по школьной программе, а глупцами умираем. Время, нужное только людям, от нас же безжалостно убегает, оставляя для жизни лишь «только миг между прошлым и будущим».
Новая Ева — дочь ветхой. Природу свою не выбирала, наследовала от матери. Но на смену грехопадению стало слышаться избавление. Слышится в голосе Архангела, который больше никто не умел понимать. И в какой-то неземной красоте; и в знании, которому не научишься; и во времени, достигшем своей полноты. Во всём этом — Её новизна и Её непорочность.
Я встречал таких людей, к ним грязь как будто не липнет. Как им такую свежесть удаётся сохранить? Может, потому что Новая Ева и есть наша Матерь? А некоторые дети всё ещё держатся за Её руку?
Автор: о. Алексей Баранников, Томск