2 Кор 11, 18. 21b-30
Пс 33
Мф 6, 19-23
Раз многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться. А если кто смеет хвалиться чем-либо — то, скажу по неразумию, смею и я. Они Евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я. Христовы служители? В безумии говорю: я больше. Я гораздо больше был в трудах, безмерно больше — в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз пришлось мне понести по сорок ударов без одного; три раза меня били палками, однажды побивали камнями, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями; в труде и в изнурении; часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно были людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. (2Кор 11,18-30)
Как можно хвалиться о своих немощах и слабости? Это ведь так противоположено этому миру! Обычно мы объявляем свои успехи и доказываем, что мы достойны уважения… А сегодня читаем, как святой Павел «хвастается» обо всех неуважениях, которые он претерпел. Приятны ли ему эти страдания? Наверно, нет! Он не мазохист: он просто принимает «все вместе» и знает, зачем страдает и для Кого…
Все это есть сумасшествие, если Христос отсутствует в этой общей картине, в этом «все вместе». Также для нас сегодня. Если Христос не причина нашей миссии — мы напрасно «трудимся».
А как нам знать, что именно Иисус Христос и Его Дух ведут нас через испытание и страдание? Как нам понять, что это не прелесть, что это ненапрасно или просто болезнь? Как понять, что мы переносим несправедливость и зло по Его воле? Христос Сам стал немощный и потерял всё в руках человеков. Он умер, как преступник…
Это важный момент, который требует дара распознавания Духов. Скорее всего, мы не можем этим заниматься по одному, пока нет достаточного опыта. Но первый и главный вопрос: Кто меня посылает? Какой реальный результат предполагается? Нам будет легче узнать, что Божий Дух нас вдохновляет, если есть Божие плоды : мир, любовь, радость…
Павел не терпел все страдания лишь ради того, чтобы стать «юродивым». Павел страдал, потому что провозглашал Евангелие и создавал новые христианские общины. Его страдание приносило конкретные плоды. Также он их принимает не в гневе или обиде, а как цену, которую надо заплатить за новые плоды Царства Небесное го.Его страдание не напрасно, наоборот, они во Славу Божию. Павел все принимает в вере, надежде и любви. Это то, что наполняет его сердце. Нет там места для другого.
Нам также доверяется часть миссии на провозглашение Евангелия. Каждый христианин имеет свою миссию. И вопрос никогда не ставится, большая это или маленькая миссия. Каждая миссия дана человеку лично Богом и поэтому она самая важная. И когда мы осознаём эту миссию и её принимаем и исполняем, мы становимся причастниками страданий Христа и Славы Его. Миссия, доверенная нам, есть наш личный путь в вере, надежде и любви.
Павел осознаёт свою миссию, и её исполняет. Поэтому он «хвастается» своими страданиями, потому что понимает, что они знак того, что он нашел Самого Христа и что он идёт за Ним.
Автор: о. Янез Север SJ, Москва