Не помяни нам грехов наших предков

Не помяни нам грехов наших предков

Дан 9, 4б-10

Пс 79(78)

Лк 6, 36-38

Сегодняшнее чтение из книги Даниила – прекрасный пример покаянной молитвы, осознания своих грехов и моления о прощении. Но что-то в этой молитве заставляет нас задуматься. Каясь, пророк использует слово «мы»: «Мы согрешили!», «мы возмутились против Него». Но ведь на самом деле это были не мы, а «цари наши, князья наши и отцы наши», и это они должны нести ответственность за свои преступления. Конечно, они были наказаны: «Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя». Но почему тогда страдают дети? Что все это значит? Несем ли мы коллективную ответственность за грехи наших предков? Неужели все еще действует правило: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», которое Бог отменяет в книге пророка Иезекиила (18)? Каким бы несправедливым нам не казалось такое положение вещей, но мы действительно страдаем за грехи наших предков. Речь идет вовсе не о моральной ответственности, здесь каждый отвечает за свой личный грех, но совершив грех, то есть сделав неправильный выбор, мы, хотим того или не хотим, ввергаем в эту пропасть также наших потомков. Святой Ириней Лионский представлял это при помощи метафоры плена: отцов увели в плен, а дети их были рождены в этом плену, в рабстве греха, став невольниками от рождения. Речь шла о первородном грехе, но также о любом другом ошибочном выборе, последствия которого, так или иначе, переживают все последующие поколения. Вавилонское пленение, которое имеет в виду Пророк – самая лучшая иллюстрация этой метафоры. Но Пророк все-таки говорит о моральной ответственности, и, используя слово «мы» — признает личную ответственность, или даже соучастие детей в грехах их отцов. Должны ли мы каяться в грехах наших предков? Должны, так как такое покаяние это – прежде всего осознание того, что наши предки действительно согрешили. Ведь чаще мы бываем склонны к тому, чтобы защищать, оправдывать преступления своих предков.

И если это так – тогда мы действительно разделяем и моральную ответственность и несем за это вину. Если же мы признаем их действия преступными, приносим за них покаяние, то имеем возможность искупить не только свои грехи, но и грехи отцов, освободить из плена их души. Св. Ириней учит: «Когда человек спасается, то надлежит получить спасение тому человеку, который первоначально создан. Ибо очень неразумно говорить, что тот, кто сильно уязвлен врагом и первый подвергся плену, не освобождается победителем врага, а освобождаются сыны его, которых он родил в том же плену. И враг не будет казаться побежденным, когда самые древние добычи останутся у него» (Против Ересей, 3,23,2). Поэтому Христос освобождает Адама, а мы, пользуясь плодами Его победы над смертью и адом, принимая покаяние за грехи наших предков, можем освободить из чистилища их души. 

«Не помяни нам грехов наших предков» — просит Бога Псалмопевец. Бог не карает нас за грехи предков, Он также жаждет их спасения, а кому же молиться за наших отцов, как не нам? Но в этой проблеме есть еще и другая крайность – осуждение. Когда мы не только осознаем, что наши предки согрешили, но осуждая их поступки, отрекаемся от них. Прекрасные слова говорит нам сегодня Иисус: «Будьте милосердны… не судите… не осуждайте… прощайте…». Конечно, в первую очередь, это касается наших ближних, тех, кто окружает нас сегодня, но также и нашего отношения к предкам. Хорошо, если мы осознаем их грехи, не соглашаемся с ним, ни в коем случае не хотим их повторять, но, тем не менее – не нам их судить за эти грехи… Лучше в своей молитве, как и Пророк, использовать слово «мы», и просить прощение за всех нас. 

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *