Мудрая дева

Мудрая дева

edith stein young womanМф 25, 1-13

Можно было бы сказать, что мудрые девы, отказав своим подругам, поступили не по-христиански. Разве не следует делиться с ближними, тем, что имеешь, даже если сам испытываешь в этом недостаток? Конечно, был риск, что масла не хватит им всем, но может быть, стоило рискнуть? Наверное, если бы речь шла о настоящем масле, они бы так и поступили, но в притче речь идет о чем-то, что нельзя так просто взять и перелить из одного сосуда в другой. Однако это что-то можно приобрести, конечно, не за деньги, но на это приобретение необходимо потратить какое-то количество времени. Если, огонь светильников символизирует веру, тогда то, что его поддерживает это … Ах, вариантов ответа может быть много, но мы остановимся на том, что заложен в самой этой притче. Если пять дев были названы мудрыми, а пять – неразумными, то легко предположить, что этим «маслом» как раз и является мудрость. Конечно, в представлении многих обывателей, вера может обходиться без мудрости. Она становиться «слепой», «фанатичной», но это все-таки называют «верой». Некоторые даже считают такую веру «сильной», ведь знания ослабляют веру – заставляют сомневаться в ее догматах. Идеологи атеизма, как правило, противопоставляют веру и разум, выставляя верующих наивными простачками. Но настоящая, истинная вера, стремящаяся к познанию тайн бытия, без мудрости существовать не может. И по-настоящему мудрый верующий не боится сомнений, ведь находя ответы на терзающие его вопросы, он только укрепляет свою веру. Стяжание мудрости – процесс не легкий, но необходимый, чтобы пламя нашей веры никогда не угасло.

Сегодняшняя святая – Тереза Бенедикта Креста, Эдит Штайн – безусловно, принадлежала к славной когорте мудрых дев: многообещающий философ, одна из лучших учениц основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. Именно занятие философией – человеческой мудростью – привели ее к познанию Премудрости Вечной, ради которой она оставила все возможные научные перспективы, которые перед нею открывались. Наверняка ее знакомые, узнав о ее уходе в монастырь, осудили это ее решение. Наверно подумали, что она разочаровалась в науке, и выбрала религию, как уход от реальности в мир иллюзий, или что там еще придумывают идеологи атеизма… Но заметим, что этот ее выбор в пользу религии не был отказом от науки, а монашеская жизнь не стала помехой в занятиях философией, ведь свою главную работу «Конечное существо и вечное Существо» она окончила в монастыре. Мы не знаем, даже не можем предполагать, каких бы еще высот она достигла, если бы не мученическая смерть в застенках гитлеровского лагеря смерти.

Ее перу принадлежит еще одна работа: «Scientia Crucis» (Наука Креста), о св. Иоанне Креста, основателе Босых Кармелитов. Но настоящую науку Креста Христова она преподала своей жизнью и увенчала своей смертью. Своего небесного Жениха она встретила с ярко горящим светильником.

 

Автор: о. Ириней Погорельцев ОР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *