Быт 2, 7-9; 3, 1-7
Пс 51
Рим 5, 12-19
Мф 4, 1-11
Слава Иисусу Христу!
Сегодня 1 воскресенье Великого Поста.
Благодарю всех, кто был с нами на нашем блоге в течение прошлой недели – и тех, которые писали и тех, которые читали, которые выкладывали размышления. Всех и каждого благодарю и приглашаю. Великий пост, это время когда мы еще больше должны читать Божие слово и под его руководством работать над собой. Поэтому приглашаю Вас, а Вы приглашайте других, чтобы Божие слово больше и больше жило в нас и приносило плоды.
На время Великого Поста, а особенно на эту новую неделю, да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын и Дух Святой. Аминь.
А это размышление на сегодня:
Дорогие братья и сестры!
Начался Великий Пост. Много мы уже наверное слышали, читали, думали на эту тему в последние дни, особенно в среду, но сегодня, как всегда в первое воскресенье Поста, Божие слово дает нам новый свет – что такое Великий Пост и как надо его переживать?
Великий пост длится 40 дней. Почему? Потому что Иисус 40 дней молился и постился в пустыне. Читаем сегодня: «Иисус возведён был Духом в пустыню (…). И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал».
Что такое Великий Пост? Зачем пост? Как его переживать?
В первом чтении из Книги Бытия сегодня слышим о грехе первых родителей. Особенно обращаем наше внимание на диавола, сатану, злого духа – по-разному его называем, но это одна и та же действительность.
Уже тогда, в самом начале, искушал первых родителей и к сожалению они поддались этому искушению. Они потеряли бдительность. Им там было хорошо, у них было всё и были счастливы, но злой дух посеял в них семя гордыни – у вас может быть еще лучше, будете как Бог.
Можно бы подумать – а зачем им это? Ведь было им хорошо у Бога в раю как людям, были главным Его творением, были сотворены по Его образу и подобию – зачем им еще больше? Но злой дух посеял в них это зерно гордыни – вам будет еще лучше. Можете быть не как Божие дети, а как равные Богу.
Человек начинает диалог, не подозревая, что кто-то может желать его обмануть, погубить, не подозревая о существовании зла и злого духа.
Злой дух совершает свое дело – «успешно» искушает человека. Только после решения человека, после его непослушания, человек ощущает плохие последствия своего решения, последствия непослушания. А казалось, что будет так хорошо, так красиво…
Человек протянул руку за ненужным ему удовольствием – получил боль, страдание, стыд.
Это было в самом начале.
Потом, много лет спустя, пришел Иисус – Бог, который стал человеком, Бог который стал подобен нам во всем кроме греха. И как обычный человек ощутил на себе искушения злого духа. С одним исключением – он не поддался искушению.
Когда читаем эти тексты, надо нам осознать очень грустную истину – злой дух, диавол, сатана, существует и находится близко от нас, искушает нас.
Если был даже в раю и искушал первых людей, если был даже возле Иисуса и искушал даже Его, почему бы ему не подойти и к нам? Конечно, он есть и мы ему интересны. Он хочет нас обмануть, как обманул первых родителей, он хочет нас погубить как погубил их.
Но он нас всего лишь искушает, уговаривает – это еще не грех. Согрешим мы или нет, это наш выбор, это зависит от нас. Грех это сознательное и добровольное непослушание Богу. Можем ему поддаться, а можем ему противиться. На этапе искушения всё в наших руках. Прародители поддались, Иисус отверг искушения. Что сделаем мы?
Что такое искушения? Злой дух уговаривает нас, чтобы мы сделали что-то небольшое но очень «хорошее» – по его словам… Он нам показывает это действие как нашу пользу, как что-то хорошее для нас. Он не говорит обычно – это зло, ужасное зло. Нет, он показывает это как добро.
Первым родителям говорит – будете знать добро и зло, будете как Бог… — разве это плохо?
Иисусу предлагает хлеб, власть… — разве это плохо?
И нам он предлагает – «возьми эти деньги, эту вещь, никто на этом не потеряет, это ничего страшного, все так делают, а будет у тебя больше»; «не иди на Мессу, ты всю неделю так тяжело работал, надо отдохнуть, набрать сил, Бог ведь не обидится»; «возьми выпей немножко, будет тебе легче».
Очень интересные предложения, в нашу пользу…
Диавол только ничего не говорит о последствиях. Он нам показывает это «благо» здесь и сейчас. Он не говорит – что Бог хочет по-другому, он не говорит, что это для нас, для нашего будущего не самый лучший вариант – здесь и сейчас – удовольствие, польза, прибыль…
Причем злой дух не хочет, чтобы мы его знали, замечали. Редко мы, особенно когда смотрим на себя, называем искушение искушением или грех грехом.
Редко говорим – искушает меня диавол, я согрешил, поддался искушению диавола.
Поэтому когда приходим на исповедь мы часто не знаем что говорить – у меня нет грехов.
Каждый из нас каждый день грешит и даже не один раз, и каждый день искушает нас злой дух, но когда приходим на исповедь мы не знаем что сказать. Почему? – мы не замечаем искушений, мы не осознаем грехов, мы не замечаем злого духа. И это его хитрый план – искусить человека, втолкнуть его во грех так, чтобы тот даже не заметил, кто это сделал.
Иисус не поддается искушению, не совершает греха, поэтому можем посмотреть на Него и учиться что надо делать, чтобы не грешить, как противостоять искушению, как выдержать искушение.
Иисус вышел в пустыню – нам нужна пустыня – место, время, пространство…
Пустыня – это тишина, тишина не только внешняя, но тишина сердца, внутренняя тишина, хотя и эта внешняя немаловажна.
Кто-то заметил однажды – хожу на работу, делаю свои дела и кажется, что если я не сделаю, ничего не получится, мир рассыпется. А потом, когда болею, и не могу никуда идти и ничего делать, вдруг с удивлением осознаю – всё происходит совершенно нормально, мир живёт и без меня…
Вот, мир проживет и без нас, если мы сделаем себе 5 минут пустыни. Если мы выключим телевизор, то ничего не случится, чем если бы мы всё следили. Будут проходить точно такие же события, кроме одного – я буду более спокоен.
Если я выключу музыку, музыка не исчезнет и не станет быть мене красивой, это только я потом, после Пасхи, услышу её гораздо красивее и принесет мне она больше радости.
Если я позволю себе редкое удовольствие тишины, мир ничего не потеряет, и я ничего не потеряю, хотя сначала может быть страшно или вернее – непривычно.
Если хотим заметить свой грех, увидеть как злой дух нас искушает, надо подумать, надо остановиться, надо поразмышлять над своей жизнью в свете Божьего слова. Вот это и есть пустыня. Когда мне будут предлагать новую модель телефона и уже горит всё в голове, чтобы купить, стоит сесть в тишине и подумать – а зачем мне это? Это действительно нужно или это искушение, чтобы быть получше, покруче других?
А может надо бы жить попроще, поскромнее, потише..?
Попробуй сегодня – оставить компьютер, телевизор, телефон, а взять розарий или Библию и сесть спокойно и подумать, поразмышлять… Посмотреть на крест и поразмышлять над страданием Иисуса и над своей жизнью
Это и есть пустыня. Давайте сегодня попробуем.
Чему еще учит Иисус?
Он в пустыне молился и постился. Нам кажется иногда, что чем мы больше едим, тем мы сильнее. А иногда получается, что чем мы больше едим, тем мы не сильнее, а жирнее, и из-за этого слабее. А может попробовать попоститься? И может окажется, что мы сильнее когда постимся?
Иисус после поста смог отвергнуть искушения – Адам и Ева в раю, у которых было всё, им захотелось еще поесть вкусные фрукты.
Молитва и пост это наша сила против искушений диавола. Поэтому стоит от чего-то отказаться, в чем-то себя ограничивать, чтобы было больше силы, этой духовной силы и силы воли.
Помним наверно этот отрывок Евангелия, когда ученики Иисуса не могли изгнать беса. Иисус изгнал и потом сказал ученикам, что этот род можно изгнать только молитвой и постом. Вот, какая сила в посте.
Чему учит еще Иисус, по отношению к искушениям? – решительности.
Ева входит в диалог со злым духом. Иисус, решительно отвечает. Он ясно знает чего хочет. Наша проблема, проблема наших грехов и привязанности к ним, начинается с того, что мы резко, радикально не отвергаем искушения сразу. Мы идем на компромисс, мы начинаем диалог со злым духом. Он хитрый, он знает как к нам подойти. Нужно сразу, радикально и решительно.
Столько раз я уже заходил в это болото, болото этого греха, я уже знаю что будет дальше, всё равно иду… Не хватает решительности. Приходят «друзья», уговаривают, я знаю, что потом будет плохо, что жена против… Вместо чтобы резко сказать – нет, я иду. А последствия как обычно…
Не умеем как Иисус говорить «нет» греху, искушению, а именно это очень важное, чему хочет научить нас Иисус – решительно и радикально – нет греху, нет искушению, нет злому духу.
И вернемся к вопросу с начала: Что такое Великий Пост? Зачем пост? Как его переживать?
Пост — это время пустыни, чтобы осознать искушения, которыми искушает нас злой дух, заметить свой грех, а потом с помощью молитвы и поста радикально сказать злому – нет.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас…
о. Марэк Ящковски, Сургут
Есть пустыня как явление природное.
Есть пустыня куда берут сокровище.
Есть пустыня как пустота как пространство без жизни.
Кто скажет где его сердце?
В пустыне