Иер 30, 1-2. 12-15. 18-22
Пс 102
Мф 14, 22-36
Умение ходить по воде часто воспринимается в народе как некий признак святости. Особенно популяризировали эту идею режиссеры всяческих религиозных или псевдорелигиозных (даже антирелигиозных) фильмов. Наверное, такой «спецэффект» казался им особенно впечатляющим. Если главный герой ходит по воде – в его святости не может быть никаких сомнений. Иногда ситуация обыгрывалась комично, если целью фильма было высмеять религию. Можно вспомнить «Праздник Святого Йоргена», да и в «Брильянтовой руке» видим подобную сцену. Можно еще упомянуть «Апостола Андрея, который доставал из воды пескарей» и мечтал походить с Иисусом по воде, как будто бы это – наивысшая цель христианской жизни. И если кто-то из подвижников, стремящихся к святости жизни еще не получил дар «хождения по водам» — значит до святости ему еще ой как далеко!
Но для чего сам Иисус демонстрирует такую способность? Что это за «спецэффект» в Его исполнении? Конечно не для того, чтобы напугать или впечатлить учеников своими сверхъестественными умениями. Как и большинство чудес Иисуса – это тоже имеет символическое значение.
Море, как бурное, так и спокойное, всегда было символом опасности. В отличие от твердой земли (или еще лучше – скалы), на которой можно уверенно стоять ногами и строить дом, вода всегда возбуждала неуверенность. Каким бы крепким не было твое суденышко, оно не спасет тебя во время бури, и даже полный штиль таит опасность. А в неизведанных морских глубинах водятся левиафаны, и другие чудовища, готовые пожрать любого смельчака, отважившегося бросить вызов стихии. Даже в меру спокойное Тивериадское озеро, которое галилейские рыбаки с гордостью называли морем, тоже было небезопасным, и на нем случались штормы и наверняка многие из коллег апостолов по рыбацкой профессии нашли в его глубинах свое упокоение.
Море – символ нашего мира, непостоянного и полного опасностей. И каждый человек – рыбак, на этом море, оно дает ему пищу, но также таит в себе угрозу. И речь идет не о каких-нибудь там катастрофах или несчастных случаях (как бы нам хотелось, чтобы Иисус вытаскивал нас невредимыми именно из таких ситуаций), а об опасностях духовного плана – об искушениях, заблуждениях, о грехах, убивающих душу.
Петр, выходящий из лодки навстречу Иисусу – наилучший пример и истинного верующего человека, который пересиливая страх готов пройти над бездной пороков мира сего, но также – пример человека слабого, полного сомнений, страха и пессимизма, который поддается эмоциям и проигрывает борьбу с этим миром. Конечно, Иисус приходит на помощь и спасает Петра.
Когда мы окажемся в подобной ситуации, когда волны искушений уже будут смыкаться над нами, только крик «Господи! спаси меня», может призвать на помощь Того, кто единственный может извлечь нас из любой бездны.
Автор: о. Ириней Погорельцев ОР
Иисус возьми меня за руку и веди по неспокойному морю моей жизни!
Ведь без Тебя — я утопаю…
Ходить по воде-это нереально.
Но Иисус идет по воде веры. Он -Сын Божий.
Петр доверяет Иисусу и идет Ему навстречу по воде ,находясь в пространстве Бога . Потом теряет этот ориентир.страх овладел Петром. А Бог говорит, ,,не бойся,я с тобой,,