Иез 18, 21-28
Пс 130(129)
Мф 5, 20-26
Если мы спешно прочитаем этот отрывок Евангелия, то, на первый взгляд нам может показаться, что Иисус просит слишком многого.
1. Он сравнивает своих учеников с фарисеями, с учителями веры, и просит, чтобы они, его ученики, были лучше фарисеев.
2. Иисус устанавливает очень строгие и высокие правила, приравнивая к убийству (греху против пятой заповеди Божьей) грубое слово.
3. От того, кто хочет принести подарок или жертву Богу, Иисус ожидает, что для примирения со своим ближним он должен первый подойти к тому, кто обидел его, и примириться с ним.
То есть поначалу все кажется не таким, как мы привыкли и как обычно практикуем.
Мы находимся в начале Великого Поста, к тому же, сейчас год, который папа римский Франциск посвятил святому Иосифу. В Евангелии от Матфея об Иосифе сказано, что он был праведником. Давайте на примере его праведности попробуем приблизить к нам самим сегодняшние требования Евангелия.
В жизни Иосифа случилась «несправедливость». Мария, его невеста, до того, как он привел ее в свой дом, забеременела. Для мужчины, любящего девушку и сделавшего ей предложение выйти замуж — это большой шок, обман, предательство любви …
Иосиф был «обманут», он ничего не знал о планах Бога насчет Марии и его самого. Но он знал еврейский закон и быстро продумал все варианты, которые теперь могли случиться с Марией: ее должны были передать в суд и побить камнями за неверность и нарушение обещания данного в помолвке.
Иосиф был праведен в душе и в отношениях с Богом. И перед людьми он был справедлив, в этом случае он легко мог доказать свою правоту.
Но он придерживается высшей праведности, праведности, которая помогает ему не оставить Марию в беде. Хотя ему было непонятно объяснение Марии о том, что ей явился ангел и что её ребёнок — плод вмешательства Бога.
Иосиф предпочитает тихо уйти и оставить Марию, чтобы все подумали, что он нарушил свое обручальное обещание, а затем оставил невесту. В этом случае Мария осталась бы жить с родителями, ее никто бы не осудил. Таким образом, Иосиф решает взять ответственность на себя.
На следующую ночь Бог вмешался в его жизнь, во сне Ангел сказал ему; « не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; » (Матфея 1:20).
Иосиф проснулся ото сна и сделал, как сказал ему ангел.
В чем его великая праведность?
1. Иосиф не осуждает.
2. Он размышляет.
3. Он выбрал решение, которое не причинит вреда ближнему.
4. Он ставит себя в сложную ситуацию на место Марии.
5. Он готов пожертвовать собой и оставить Марию под защитой.
6. Он готов изменить свое решение, что он и сделал следующий день.
Только на человека, который выбрал такое справедливое решение в сложной ситуации, Бог мог рассчитывать.
Я думаю, что Иисус, когда говорил своим ученикам о праведности, которая «превзойдёт праведность книжников и фарисеев», Он имел в виду Иосифа.
Господи, дай нам мужества поступить справедливо, как святой Иосиф. Помоги нам всегда защищать любовь и благополучие наших ближних и брать на себя груз недопонимания или неприятностей. Дай нам, Боже, уверенность в том, что если мы поступим так, мы не получим вреда, потому что Ты оправдываешь нас, и Ты будешь нашей наградой.
с. М. Августина, кармелитка Божественного Сердца Иисуса
Что нам сегодня предлагается для размышления: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»
А что говорит Катехизис Католической Церкви: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду»(кан.2258,2302)
Стоит ли размышлять о напрасности гнева?
«Священное Писание, как правило, цитируется в синодальном переводе. Однако в отдельных случаях, когда синодальный текст обнаруживает СУЩЕСТВЕННЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТЛИЧИЯ от текста, приводимого в Катехизисе, использованы другие, более точные переводы»(Катехизис, раздел «Указатель текстов», п.Священное Писание)
Совет одной мудрой монахини: «если Вам что либо предлагают- сверьтесь с Катехизисом».