«Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных»

«Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных»

Откр 11, 19a; 12, 1. 3-6a. 10ab
Пс 45
1 Кор 15, 20-26
Лк 1, 39-56

Отмечаем сегодня торжество Взятия в Небо (в восточной традиции – Успения) Пресвятой Богородицы. Однако Евангелие, которое сегодня читаем, описывает совсем другую историю – посещение Марией Елизаветы. Увы, ни в Евангелиях, ни в книге Деяний Апостолов нет описания этого события, не упоминает о нем ни один из Апостолов в каком-либо из своих посланий… Традиция, связанная с этим событием – более поздняя. Почему? Что ж, следует признать, что первые христиане не особенно интересовались событиями из жизни Марии, Её культ развился позднее, и на то были свои причины.

Однако вернемся к Успению. Согласно общепринятой традиции произошло это событие в Иерусалиме. Именно там, на горе Сион и находится величественный храм, посвященный Взятию в Небо Богородицы. Существует, однако, и другая традиция, согласно которой, все это произошло в городе Эфес, куда после гонений в Иерусалиме переселился апостол Иоанн, который согласно Евангелию взял на себя заботу о Матери Христа. Очень интересный этот город, и может быть, его история прольет свет на тайну сегодняшнего торжества?

В Деяниях Апостолов мы видим этот город как процветающее место культа знаменитой Артемиды Эфесской, от почитателей которой натерпелся св. Павел. Что это была за богиня? Она не имела ничего общего с Артемидой, которую мы знаем из греческой мифологии, это некая азиатская богиня-мать, которую греки по своему обычаю отождествили с богиней своего пантеона. А уже в 431 году этот город принимает у себя Вселенский Собор, который провозглашает Марию Богородицей. Место проведения Собора было как раз выбрано по той причине, что в нем процветал культ Девы Марии, основанный на легенде о Её Успении. Как могло случиться, что жители города, столь ревностно почитавшие языческую богиню, вдруг окружили таким почтением Богородицу? Протестантские (противные культу Марии), а за ними и атеистические ученые-историки, религиоведы делают из этого однозначный вывод – с годами раннее христианство деградировало в язычество. Их религиозные предрассудки кроме Бога-Отца нуждались в женском архетипе божества – Богине-матери. И таким образом место Артемиды Эфесской, Реи-Кибелы и прочих богинь-матерей заняла Дева Мария, еще и названная ради этого Богородицей.

Но так ли это?

Всё было совсем по-другому. В раннем христианстве очень активно развивалась совсем другая ересь – гностицизм. Одним из главных элементов этого учения был докетизм – учение о призрачности, иллюзорности тела Иисуса Христа. Гностики считали, что если Иисус действительно Сын Божий – Он должен иметь исключительно Божественную природу – не быть подверженным страданиям, и вообще не быть материальным – поскольку материя, по их убеждениям – нечто низменное и недостойное. Именно против них писал Иоанн: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…» (1Ин 4,3).

И вот тогда правоверные христиане обратили свои взоры к Марии. Но не как к богине, а именно как к человеку, от которой Иисус получил свое истинное человеческое тело и принял человеческую природу. Именно Она является гарантом Его человечности, истинности, а не иллюзорности Его тела, которое по-настоящему страдало, и своими страданиями искупило мир.

Это правда, что культ Марии развивался на протяжении веков, и многие легенды написаны людьми, жившими намного позже событий, которые описывают. Но разве историю, например, Авраама описывал его современник?

И весь этот культ, все наше почтение к Богородице заключено в одном только предложении из сегодняшнего отрывка Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды»!

Автор: о. Ириней Погорельцев ОР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *