Мы – род избранный, царственное священство

Мы – род избранный, царственное священство

Тов 1, 1а. 2; 2,1-9

Пс 111 (112)

Мк 12,1-12

Сегодняшнее евангельское чтение представляет нам притчу, сказанную Иисусом. Притча о винограднике адресована первосвященникам, книжникам и старейшинам. Не составляет большого труда разложить все по полкам и соотнести элементы притчи к реальности. Бог Отец – хозяин виноградника; виноградник – Израиль, любимый Богом народ; слуги – пророки; виноградари – вожди Израильские. А сын? Не стоит и говорить, нам ясно, о Ком идет речь.

В притче есть еще три интересных символа: ограда, точило и башня. Что означают они? Ограда вокруг виноградника – это закон, данный Богом народу, чтобы быть ориентиром на пути к Нему. Закон ограждал избранный народ от внешних угроз идолопоклонства и был для него путеводителем. Что касается точила, то оно бывает двух типов: для выжимания виноградного сока и для выжимания масел. Вино и елей – символы радости и благословения – то, что сопровождало Израиль на протяжении его странствия, когда он был послушен Хозяину виноградника. А башня? Это Храм, построенный на возвышенности, и видный издалека. Этот Храм с его торжественностью и богослужениями был высокой башней в винограднике Израиля, звавшей каждого израильтянина к поклонению живому Богу.

Мы знаем, как сложилась история, слова Христа об убийстве любимого сына стали пророческими.

Интересно, что похожий отрывок можем найти в Ветхом Завете, 5 главе книги Исаии, где имеются схожие мотивы виноградника и заботы о нем хозяина этого виноградника. Однако, виноградник не принес ожидаемых плодов. Если дочитаем отрывок до конца, увидим, что хозяин виноградника грозится разорить свое детище: «… отниму у него ограду … и будет попираем, и оставлю его в запустении …». Однако любящий Бог не исполнил того, о чем сказал. Напротив, уже в 27 главе Исаии видим обетование того, что Господь не оставит свой виноградник, ибо виноградник-Израиль – возлюбленный Господа.

Эти же мотивы, но теперь в контексте острой критики духовно-политических вождей народа видим в притче Христа. Виноградник не оправдал возложенных на него надежд, не смотря на все усилия. Не оправдали ожиданий и наемные виноградари, попечению которых был вверен виноградник. Более того, возложенную ответственность за виноградник-общину они восприняли как свое право владения им, настолько, что покусились на жизнь и право любимого наследника, а значит и на право самого Хозяина виноградника.

И что мы можем ожидать в качестве ответа на такую драму? Вместо гнева мы видим милосердие. Вместо кары – безмерную любовь. И вновь Бог дает нам возможность разделить с Ним радость нашего искупления. Ведь таким же виноградником является и новозаветная Церковь Иисуса Христа, насажденная в день Пятидесятницы. И она обнесена оградою – новозаветным законом Христа, отделена от мира великой заповедью любви и единства с Богом и ближним. И в ней также есть точило – вино и елей радости и мира во Святом Духе. И нас, путников к небу, сопровождают великие и обильные благословения Божьи – вода из камня и манна с неба – Крещение и Евхаристия. И наша Церковь, которую составляем все мы в единстве со Христом – главой, является высокой башней в этом мире, городом, стоящем на верху горы, призванную собрать в себя все народы.

В этом контексте мы сами, каждый из нас, призван быть бережным работником в винограднике Господа. В крещении мы, верующие во Христа, образуем царственное священство. Каждый из нас призван стать соработником Его благодати на ниве единства Тела Христова – Его Церкви.

Семинарист Данил

Ответов: 2 »

  1. «Эти же мотивы, но теперь в контексте острой критики духовно-политических вождей народа видим в притче Христа. Виноградник не оправдал возложенных на него надежд, не смотря на все усилия.»

    Разве в притче сказано, что в винограднике нет плодов(оправдание надежд и усилий)?

    Сказано «И старались схватить Его, но побоялись народа, …»(МК.12 12)- прекрасные плоды виноградника.

    Не весь виноградник Израиля кричал «распни, распни Его!» и на здоровых ветках лозы была сформирована Церковь.

  2. «Ведь таким же виноградником является и новозаветная Церковь Иисуса Христа, насажденная в день Пятидесятницы.»

    Такой же виноградник, да не такой:
    «…Одна из уникальных черт Евангелия, проявившая себя и в вере Пятидесятницы, — это отмена фундаментального для религиозной культуры деления мира на профанную и сакральную зоны.

    Основа традиционной культуры — это система табу, главное из которых отделяет сакральное от профанного. Вот священный источник, а вот обычный водопой. Вот заповедная роща, а вот просто тайга… Но в Евангелии это деление уходит. Все — Божие.

    И уже нет какой-то отдельной святой Храмовой Горы: все места святы.

    Нет одного святого народа. Где двое или трое собраны во имя Христа — там и Он. И вообще Его царство в сердце даже одинокого верующего.

    Нет субботы: всегда с нами Бог. Любая минута и день святы, то есть — Божьи. Если язычник считал себя вправе свободно распоряжаться профанным отдыхом как уже своим по праву, то теперь оказывается, что и это — не его, а Божье…»(Кураев А.В.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *