Зависть к благодати Божьей

Зависть к благодати Божьей

Быт 4,1-15.25

Пс 50,1.8.16бв-17,20-21

Мк 8,11-13

История Каина и Авеля – одна из наиболее трагических историй, но только потому, что это было первое убийство, а прежде всего потому, что убийцей и жертвой были родные братья. Увы, конфликты между братьями были, есть и будут. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» — восклицает Псалмопевец (132,1), но это восклицание остается скорее мечтой, намного чаще отношения между братьями таковы, как читаем мы в сегодняшнем псалме: «сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь» (50,20). Чаще всего вражда между братьями зарождается в раннем детстве, и причиной тому становится зависть к родительской любви, как это было, например, с Иосифом, любимым сыном Иакова, которого возненавидели старшие братья (Быт 37,3). Но в случае с Каином и Авелем зависть это относится не к любви родителей, а к любви самого Бога: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел». 

А как часто подобную зависть испытываем мы сами к тем, к кому Бог благоволит более, чем к нам? Чьи-то молитвы Он выслушивает, а наши – нет. В чьей-то жизни случаются настоящие чудеса, а в нашей – нет. Кого-то Он одарил большими талантами, а мы, вместо того, чтоб развивать свои таланты, тихо завидуем тем, у кого это действительно получается. Конечно, мы далеки от мысли, чтобы кого-то из-за этого убивать, но если «у дверей грех лежит, и влечет к себе», мы ничем не лучше Каина.

А разве Иисуса предали не из зависти? Даже Понтий Пилат понимал это (Мк 15,10). Первосвященники и фарисеи, которых тоже можно назвать Его «братьями», завидовали Его учению, Его чудесам, народной любви к Нему, и конечно – к любви самого Бога! Авель стал прообразом Иисуса не потому, что принес в жертву агнца из стада своего, а потому что сам стал этой жертвой.

В сегодняшнем фрагменте Евангелия фарисеи требуют от Иисуса знамения с неба. Такое знамение тоже могло бы стать подтверждением Божьей любви к Нему. Видя знамения, многие люди обращались к Богу, может быть и эти фарисеи, пережили бы настоящее обращение, узрев что-либо чудесное? Но Иисус отказывает им. Почему? Только чтобы лишний раз не возбуждать их зависть, или причина более глубокая? Евангелист замечает, что фарисеи требовали от Него знамения, «искушая Его», то есть подобно тому, как сатана просил Его превратить в хлеб камни или броситься вниз с крыла храма (ср. Мф 4). На искушения всегда следует отвечать отказом, даже если они кажутся нам «испытанием нашей веры» или «проверкой нашей любви к Богу».

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *