Иов 19, 21-27
Пс 27
Лк 10, 1-12
Хороший отрывок из Евангелия сегодня нам предлагает Церковь. Это один из моих любимых – из-за строчки: «…в доме же том … ешьте и пейте, что у них есть…» – но я хочу сегодня поразмышлять не об этом.
Евангелист касается тут очень многих разных аспектов– и все они по-своему важны.
Семьдесят (а по другим переводам семьдесят два) учеников послал Господь: по античным представлениям существовало семьдесят (два) языческих народа – таким образом, цифра оказывается символической – Иисус посылает своих вестников «по всему миру».
Он посылал их по два – тут уже обнаруживается менее богословское, но более практическое значение – церковная практика придерживается этого примера, везде, где только это уместно и возможно.
Он посылает их не просто куда попало, а туда куда Сам хотел идти – в связи с выше сказанным получается: Иисус Сам хочет прийти ко всем людям.
Жатва символически в Новом Завете- образ Судного дня (к этой мысли я еще вернусь в конце текста) – этот образ актуален, пока Тот день не настал – поэтому и мы сегодня призваны молить Господа о жатве, чтобы «выслал делателей на жатву свою».
Потом образ меняется – агнцы, — конечно, милые и пушистые и довольно беззащитные звери. Этим и следующими указаниями Иисус дает своим ученикам понять, что не силой или властью распространяется Евангелие, не «большим багажом с крутыми шмотками», а — в Простоте, и именно так развивается сила Евангелия. А история часто показывает, что именно скромная сила малых, простых людей оказывается сильнее самого могущественного тирана.
Большую роль играет приветствие/провозглашение мира. Этот «мир» часто воспринимается словно вещь, которую можно иметь, можно отдать и возвратить себе. И этот мир гораздо больше, чем просто отсутствие раздора. В это понятие включается и дружелюбие, и спокойствие, и благополучие, и невредимость тела и души и ещё многие положительные аспекты. Мы призваны быть вестниками мира – особенно когда видим, что многие скорее готовы к войне и насилию, чем к переговорам и примирению.
Ну и, конечно, ученик-работяга тоже должен кушать и пить – и, конечно, не «всё, что у них есть», но без капризов принимать то, что предложат.
После указаний, как себя вести, Иисус указывает на то, что они должны делать: исцелять больных и провозглашать приближение Царствие Божия. Церковь пытается до сего дня последовать этим указаниям – хотя бы по мере возможности: заботиться о нуждающихся и проповедовать Евангелие – в тех рамках, какие имеются в конкретных местах. Делом и словом (чудом и провозглашением) ученики должны участвовать в деле Иисуса и продолжать его. Не только в этом – но в этом — особенным образом показывается, что мы — ученики Иисуса. От того, насколько у нас получается осуществить эти дела в своей Церкви зависит и то, что мы становимся знамением для сегодняшних современников – и им сказано предупреждение, что подчеркивает серьезность этого вопроса.
При этом не нам решать, кого в день оный достигнет какая участь. И не мы определяем, что нам провозглашать. Даже тем, кто против нас и против Церкви и против веры, мы провозглашаем только одно: «приблизилось к вам Царствие Божие»!
И ещё – поскольку сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата:
Настоятельно рекомендуется то более совершенное участие в Литургии, при котором верные после причащения священника принимают Тело Господне от того же самого Жертвоприношения.
II Ватиканский собор, «Sacrosanctum Concilium» (О СВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ) 1963 г.
о. Маркус Новотны, г. Краснодар