Деян 15, 7-21
Пс 95 (96)
Ин 15, 9-11
Бывают такие аспекты нашей веры, которые в разные времена имеют разное значение, или их важность определяют в разные эпохи по-разному. Например, ожидание Второго Пришествия Христа в I веке было чуть ли не самым центральным аспектом христианского благовествования, а сегодня об этом довольно редко слушаем на катехизациях или во время проповеди.
Для авторов текстов «от Иоанна» (Евангелие, Три послания, Откровение) один из таких терминов — греческое слово ‘μενείν’ (мэнейн), которое обычно по-русски переводится как ‘пребывать’. Около тридцати раз появится это слово в текстах Иоанна. Иногда прямо несколько раз подряд, как бы в подчеркнутой форме. В контраст к этому, мы не очень-то много размышляем о том, что же тут имеется в виду, и что это означает для нас конкретно или для нашей веры.
Согласно современному русскому языку значение этого термина, в основном, определяют как ‘чьё-то местонахождение (или чего-то)’. И тут же становится ясно, что библейское значение превосходит обычное определение. Когда Иисус говорит: «пребудьте в любви Моей», то,конечно, не имеется в виду нахождение в каком-то месте, а скорее… «оставаться в конкретном состоянии». Чем определяется это состояние, узнаем из того, к чему Иисус нас призывает: … ‘в любви Моей’ – или – ‘в слове Моем’ – или – ‘во Мне’. А сам призыв ‘пребудьте’ подразумевает не просто какую-то продолжительность, а указывает на постоянство. Можем смело поменять слово ‘пребудьте’ на ‘будьте постоянно’. И тут же мы понимаем, что наша религиозная жизнь редко отражает это постоянство, к которому Иисус нас призывает. Ведь речь не идёт о регулярности – это тоже важно. Наша вера отчасти живёт в регулярных ‘религиозных процедурах’. Это очень хорошо, когда человек регулярно молится, регулярно посещает богослужения в храме и принимает регулярно таинства. (Имеется в виду регулярность, которую церковь заповедает, а не ‘регулярно – раз в год’.) Но если между этими религиозными активностями наша жизнь никак не отличается от жизни людей неверующих вокруг нас, то нам ещё надо раскрыть, что для нас может означать призыв Иисуса быть постоянно в любви Его.
Сам Иисус указывает нам один подход к этому вопросу: «Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей.» Но опять – мы часто воспринимаем такой призыв как бы ситуативно. Раз ситуация от меня требует поступать по заповедям Иисуса – значить буду стараться. Но как раз этот ситуативный подход противоречит тому слову ‘пребудьте’. Скорее тут речь идёт об общем настрое. О жизненном подходе. О том, в конце концов, сколько времени нашей жизни мы готовы предоставить Иисусу.
А что такие мысли не только бывают в текстах Иоанна понимаем, когда читаем у Апостола Павла: «Пусть всё — и слова ваши, и поступки — будет во имя Господа Иисуса, и через Него благодарите Бога Отца.» [Колоссянам 3:17]
Призыв Иисуса актуален до сих пор и для всех, кто считает себя учениками Его. Сам Иисус пребывает в нас в той мере, в которой мы пытаемся пребывать в Нём, и Он Сам преобразит нас настолько, насколько мы Ему это разрешаем.
И ещё – раз сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата:
Только то, что мы готовы принести на алтаре Богу в жертву, то Бог и преображает.
(неизвестный источник).
о. Маркус Новотны
«Сам Иисус указывает нам один подход к этому вопросу: «Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей.»»
Иисус сделал любовь новой заповедью(1823ККЦ), а любовь хранит заповеди Бога и Христа Его(1824ККЦ), то есть если я люблю, то прибываю в любви Его.
Св.Августин пояснял: «Люби — и делай что хочешь. Если молчишь, молчи из любви; если говоришь, говори из любви; если порицаешь, порицай из любви; если щадишь, щади из любви».