Города и Поселения

Города и Поселения

Ис 7, 1-9

Пс 48(47)

Мф 11, 20-24

Города — как бы общая тематика сегодняшних чтений и псалом. В первом чтении это город Иерусалим. В Евангелии сравниваются мелкие города Галилеи с языческими городами Тиром, Сидоном и грешным Содомом.

Посмотрим в первое чтение. В 736 г. до Рождества Христова цари Арама и Самарии хотели, чтобы царь Иуды присоединился к ним в альянс против Ассирийской Империей. Царь Ахаз не хотел. Тогда Арам и Самария решили поставить на Иерусалимский престол другого человека и с этой целью осадили Иерусалим, но без успеха. Бог послал пророка Исаию, чтобы сказать Ахазу, чтобы не искал политических союзников или унизительный договор с Ассирийцами, но уповал на Господа. Бог через пророка сказал Ахазу: наблюдай и будь спокоен; не страшись, и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется…  Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. (Исаия 7,4-9)  Все). Все-таки Ахаз сделал себя вассальным государством Ассирии. Он послал императору золото из Иерусалимского Храма, и даже установил в Храме алтарь ассирийским богам.

Псалом 47(48) выражает некоторое богословие и идеологию по отношению к городу Иерусалиму. Когда царь Соломон ввел в новый храм Ковчег Завета, Шекина — облако, знак Божьего присутствия, появилась в нем. Люди считали, что Бог присутствует в Иерусалимском Храме так, как католики верят, что Иисус присутствует в Святых Дарах в дарохранительницах наших храмов. Спустя столетие, люди использовали эту идеологию, чтобы противоречить пророчествам пророка Иеремии о наступающем завоевании Иерусалима Вавилонянами. Однако город был неверным Богу, и люди начали поклониться фальшивым богам. Шекина улетела от Храма.

Паломники, когда приближались и видели город Иерусалим еще издалека, изумлялись. Можно представить себя, как они пели: Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. (Пс 47,2-3)

В других псалмах символом Хаоса является олицетворённое Море. В Псалме 47 образом Хаоса представляются «цари народов». Так, как Бог побеждает бунтующие волны Моря в таких текстах, как, например, в Псалмах 17(18), 76(77)…, здесь цари народов увидели и изумились, смутились и обратились в бегство; страх объял их там и мука, как у женщин в родах… (Пс 47, 6-76–7)

В тексте Евангелия Иисус сильно сердился на поселения (города!) в Галилее, На Хоразин, на Вифсаиду, которые Он сравнивает с языческими городами Тиром и Сидоном. Капернаум [ поселение, где Он призвал первых учеников, Он сравнивает с Содомом, население которого сильно грешило против гостеприимства, в котором Авраам не мог найти для Бога даже десять праведных людей. Бог совсем уничтожил Содом. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. (Мф 11,23-2411,23–24)

Несмотря на Его гнев, все-таки Иисус отдал Свою жизнь на кресте за этих людей. Просмотрим все, что Господь сделал и делает для нас. Как мы отвечаем? Я надеюсь на то, что Господь посчитает, что я лучше отвечал, чем Содом и Капернаум.

о. Майкл Дежардэн SJ, г. Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *