Милосердный самарянин

Милосердный самарянин

Втор 30, 10-14

Пс 69(68)

Кол 1, 15-20

Лк 10, 25-37

Слава Иисусу Христу! 

Сегодня 15 рядовое воскресенье. 

Благодарю всех, кто в последнее время заходил на наш блог, читал размышления, молился вместе с нами. Особенная благодарность авторам размышлений. Приглашаю Вас и на этой неделе, пусть Божье Слово распространяется, пусть Божьей славы будет больше. 

Да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец + и Сын, и Дух Святой. Аминь. 

А это размышления на сегодня: 

Дорогие братья и сестры! 

Христианство — это религия любви. Бог есть любовь. Бог нас любит, но… 

Мы также должны любить. Кого? 

Бога и ближнего. 

Этого разделять нельзя — любить Бога и любить ближнего. 

В Первом чтении слышим сегодня: „ Будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и обратишься к Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею (…) весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его”. 

Мы иногда думаем: как трудно исполнять волю Бога, даже трудно ее понять, трудно жить по слову Божьему. Эти слова говорят нам — нет, не трудно. Это слово весьма близко — близко, как близко нас нуждающийся человек, ближний. 

Во Втором чтении слышим: „Иисус Христос есть образ Бога невидимого”. Думаю, что можем идти дальше в этой мысли — другой человек есть образ Бога невидимого. Когда служишь человеку — служишь Богу, когда помогаешь человеку — выражаешь свою любовь к Богу. 

Это так все просто, так близко… 

Сегодня слышим заповедь любви Бога и ближнего, но главный акцент на ближнего. Любви ближнего касается притча, которую рассказывает Иисус. Притча о милосердном Самарянине. 

„Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым”.

Не знаем ничего больше об этом человеке, кто он, какой национальности, цвета кожи, какие у него политические или религиозные взгляды… Может, у него был с кем-то конфликт, может, поссорился с друзьями, может, был неосторожным, может, пьяный… Ничего о нем не знаем, кроме того, что его избили, изранили, и был  он едва живой. 

Это очень важно для нас: когда видим нуждающегося человека, мы иногда думаем — сам виноват, зачем туда лез… он с такого-то народа, странные люди… 

Нет. Если человек нуждается, нет никаких вопросов — кто он, кто виноват, почему так? Он нуждается, нужно ему помочь. Это человек. 

Мы иногда думаем, что речь идет о нищих, которые где-то просят милостыню; кинем 5 рублей и думаем, что мы — милосердные самаряне. Нужно посмотреть шире. Каждая человеческая боль, нужда, рана, каждый нуждающийся человек, которого я встретил, который встал возле меня на пути моей жизни, это человек, которому я должен помочь, по крайней мере, я не могу пройти мимо. 

Иисус в этой притче говорит, что мимо прошли — священник и левит, значит верующие евреи. Помог самарянин, значит язычник, человек неверующий, человек из народа, которым евреи пренебрегали. 

Я не раз слышал слова: „эти неверующие люди, гораздо больше мне помогли в беде, чем верующие, набожные христиане”. 

А значит, у таких верующих любовь к Богу есть, но любви к ближнему не хватает. Так не может быть, это не христианство. 

Священник, левит, христианин, набожный, верующий христианин не может равнодушно пройти мимо нуждающегося человека — кто бы это ни был, какой бы он ни был. 

„Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился”.

Хочу остановиться на этом слове „сжалился”, которое можно также перевести понимать как сочувствие, эмпатия, т.е глубоко, изнутри начал переживать за этого человека. Это слово говорит о глубоком внутреннем переживании, о чувствах, которые появились в сердце самарянина. Видим в этом слове, что это впечатлительный, чувствительный и чуткий человек, что ему не все равно, что происходит с другим человеком.  

Поэтому предпринял много действий, чтобы помочь человеку. „Подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу, и позаботился о нём”.

И потом послужил своими деньгами: „А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе»”. 

Что происходит в нашем сердце, когда видим страдания, боль, переживания другого человека? Есть ли во мне эмпатия? Есть сопереживание, желание помочь? Есть ли такая же чуткость? 

Встреча с этим страдающим, избитым, израненным человеком была неожиданностью для всех, видим их первые реакции. Возможно, потом священник, левит шли и думали, возможно, появились у них угрызения совести, почему не помогли. Не знаем. Но первая реакция — не помогли, не хватило сочувствия, чуткости, эмпатии. Они не сжалились, не умилосердились, их сердце оказалось слишком жестким.  

Очень важно, чтобы мы контролировали состояние своего сердца — как реагируем, что чувствуем, когда встречаем человека, который страдает, которому тяжело… 

Предлагаю, чтобы мы задумались и посмотрели на себя — что чувствую, когда вижу страдающего человека? Возможно, мои чувства и моя реакция зависят от того, кто это, кто он для меня? Возможно, зависит, чего он хочет, в чем нуждается? 

Что чувствую, что думаю, когда в новостях слышу, что кто-то погиб, кто-то ранен, что много погибших и раненных? Возможно, мы уже настолько часто это слышим, что мы уже привыкли? Кто-то сказал: когда слышишь, что погиб один человек, то это трагедия, а когда слышишь что погибло сто человек, то это статистика. Возможно, так это воспринимаем… Слышим о погибших и даже никаких чувств, никаких реакций? 

А может еще хуже… Может, слыша о каких-то людях, о каком-то человеке, что он страдает или умер, думаем — „хорошо ему, пусть страдает”. Если так думаем, хотя бы по отношению к одному человеку, то мы не христиане. 

А как реагирует муж, когда жена плачет, переживает, когда ей грустно? Умеет ли сжалиться? Есть какие-нибудь чувства, сочувствие, желание помочь, или проходит мимо? Или когда мужу тяжело, переживает за будущее семьи, не справляется на работе, находит ли в жене опору, чувствует реальную поддержку? Или она занята своими делами? 

Давайте попробуем вспомнить за последнее время, в течение последней недели, каких страдающих, израненных людей мы встретили и мы прошли мимо? Кого я встретил, кому тяжело, грустно, кто боялся, переживал — и я прошел мимо, я недостаточно помог? Стоит сегодня вспомнить такое и сделать испытание совести. 

И попробуем сегодня и на этой неделе поработать над чувствительностью, чуткостью сердца, чтобы оно реагировало сочувствием и эмпатией, когда кого-то такого встретим. 

Но недостаточно что-то чувствовать — нужно реально помочь, сделать какой-то шаг, постараться, потрудиться, приложить усилия, чтобы помочь. 

Переживание, сочувствие, чуткость — это начало, но потом должны быть действия. 

Настоящее христианство проверяется настоящей помощью ближнему, который в этой помощи нуждается. 

Думаю, не надо больше говорить — нужно действовать, нужно помогать, служить. 

Господи, ты говоришь — „иди, и ты поступай так же”. Научи меня, помоги мне, чтобы я был сегодня и на этой неделе как милосердный самарянин, который сжалился и реально помог. 

Господи, сотвори во мне сердце чуткое. 

о. Марэк Ящковски, г. Сургут 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *