Согрешили мы

Согрешили мы

Дан 9, 4б-10

Пс 79(78), 8-9,11,13

Лк 6, 36-38

Понимаем ли мы что такое коллективная вина? Чувствуем ли мы такую вину? Обычно наше католическое понимание о вине является чем-то личным и индивидуальным. В сегодняшнем чтении из книги Даниила пророк говорит с Богом в молитве. Сначала он хвалит Бога за то, что Он соблюдает Свою часть Завета. Потом Даниил продолжает: Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны (Даниил 9,5-6). Даниил находится в вавилонском плену. Он родился после депортации еврейского народа в Вавилон. Казалось бы, он лично не совершил тех грехов, о которых говорит. Однако, так как он принадлежит Народу, то считает, что он участвует в вине предков.

В современном мире, Германия, как народ и страна, принималa и еще принимает на себя ответственность за убийство евреев при Гитлере. Чувствуют эту коллективную вину люди, которые родились после войны, которые лично или косвенно не имели никакого участия в холокосте. Из-за этой вины Германия как страна платила много репараций. В США появилось новое понимание о коллективной вине по отношению к рабству. Например, университеты и монашеские ордена держали порабощенных людей в первой половине XIX-го века. Они ищут способы, чтобы возместить ущерб потомкам этих людей.

Есть коллективная вина, за которую до сих пор никто не признает ничего. Я имею в виду два случая, но буду говорить о только одном, который касается лично меня, как американца. Другая коллективная вина касается другого народа. Чтобы ускорить капитуляцию Японии в 1945-ом году, США дважды использовали атомные бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Эти бомбы были направлены на гражданское население. Я еще не родился. США до сих пор не признает, что это было злодеяние, и до сих пор никто не просил прощения официально. Все государственные деятели, которые решили принять эту меру, и все ученые, которые изобретали атомную бомбу, уже давно умерли. Я не виноват, это не является моим личным грехом, это не является грехом, в котором я должен исповедоваться, но я считаю, что каким-то образом я разделяю эту коллективную вину вместе с моим народом. Американский писатель и раввин Хаим Поток пишет о такой коллективной вине в его романе «Книга света» (The Book of Lights), русский перевод которого я не смог найти.

Евангельское чтение сегодня не такое сложное. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Я сказал «не такое сложное», но в принципе это очень трудно. Сам Бог — наш пример. Иисус, может быть с улыбкой, так учит нас. У нас есть вся жизнь и потом вся вечность, чтобы упражняться в следовании примеру Самого Иисуса и Небесного Отца, чтобы получить эту добрую меру милосердия, как Иисус говорит: давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк 6,38).

о. Майкл Десджардинс, SJ, Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *