Пепельная среда

Пепельная среда

Иоил 2, 12-18

Пс 51

2 Кор 5, 20 – 6,2

Мф 6, 1-6, 16-18

Обратитесь ко мне всем сердцем.

Слово, которое Бог обращает к нам в начале Великого Поста, призывает сосредоточиться не на аскетическом подвиге: полного или частичного отказа от той или другой пищи, планирования множества дополнительных молитв  и дел милосердия. Господь через пророка Иоиля ясно говорит о Своих ожиданиях: обратитесь ко Мне. Обращение к Богу, проверка себя самого и своей жизни на то, в какой мере именно Бог и общение с Ним являются смыслом и целью моих действий – моей работы, моего отношения к другим людям, способов моего отдыха, распределения моего времени. 

Время Великого Поста, как напоминает Апостол Павел, является благоприятным временем для того, чтобы обнаружить и признаться в себе, что слишком часто мои отношения с Богом остаются простым исполнением определенных религиозных правил, а не проявлением моего желания дружбы с Ним. Мы делаем что-то просто для того, чтобы чувствовать себя в согласии со своей совестью, а не из-за желания постоянно с каждым шагом своей жизни все более приближаться ко Христу, к тому, чтобы вместе с Павлом сказать – Христос живет во мне, я живу Христом. И хотя внешне все остается правильным, Христос, Сын Божий, просто не является причиной и целью моих действий. И тогда оказывается, что Он мне вполне безразличен, интересует меня только на словах. Если я замечаю в себе это безразличие на деле, то понимаю, что ко мне обращен сегодня через Апостола призыв примириться с Богом, примириться, вернуть Ему должное место в самом планировании моей жизни, ориентировать на Него свои желания, устремления, действия. Оценивать успехи и неудачи своей жизни по тому насколько они приближают меня ко Христу, к тому чтобы позволить Ему приносить в этот мир через меня Свое утешение и милосердие.

Тогда становятся понятными и слова Господа в Евангелии. Слова из Нагорной проповеди, конечно же, относятся ко всей жизни христианина, но в начале Великого Поста обращают наше внимание на конкретные проявления того обращения к Богу и примирения с Богом, о которых мы слышим сегодня. Пост, молитва, милостыня являются совершенно традиционными и привычными практиками Великого Поста, но остаются только формой, оболочкой, в которую призвано облечься наше желание в это время сосредоточиться на должном месте Бога в нашей жизни. Без такого желания оболочка останется пустой и из смирения перед Богом с легкостью может превратится в упражнение в гордыне: смотри, душа моя, смотрите вы все, как от многого я отказался в своей жизни, как много времени я трачу на молитву, насколько я щедр в милостыне.

А ведь святая Четыредесятница, как называется Великий Пост в латинском обряде, дает нам в посте, молитве и милостыне прекрасные орудия, чтобы поставить Бога в центр жизни. Пост как воздержание от вполне законного, но не самого нужного предлагает открыть, что и у нас, вслед за Христом Господом, может быть другая пища – Слово Божие и исполнение воли Отца. Воздержание как раз призвано освободить время и место в сердце, чтобы питаться Словом.

Молитва предназначена для общения с Богом, чтобы говорить с ним о самом важном, задавать вопросы, но и слушать Его ответы в Его же Слове, а не просто упражняться в многочисленных молитвословиях. Молитва признает нашу зависимость от Бога, потребность в Его постоянной помощи и одновременно признает, что Бог – это наш общий Отец, что никакая молитвы невозможна без признания того, что это «мы», а не «я» предстоим перед Богом.

И тогда милостыня оказывается не проявлением моего превосходства и финансовой успешности, а признанием нуждающегося моим братом, которому Сам Бог через меня желает явить Свою милость.

Благодатного и святого Великого Поста

о. Сергей Тимашов, Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *