Катехеза — 10 Божьих Заповедей

Катехеза — 10 Божьих Заповедей

Сир 15, 15-20

Пс 119(118)

1 Кор 2, 6-10

Мф 5, 17-37

Слава Иисусу Христу! 

Сегодня 6 рядовое воскресенье. 

Спасибо, что заходите на наш блог. Спасибо авторам размышлений, что хотят делиться с нами верой и словом. Спасибо всем Вам, которые читаете стараетесь жить Божиим Словом. Надеюсь, этот блог Вам хоть немножко помогает. 

Приглашаю Вас и на этой неделе, на которую… 

Да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец + и Сын, и Дух Святой. Аминь. 

А это размышление на сегодня: 

Дорогие братья и сестры! 

Очень важно, чтобы мы все знали и понимали нашу веру. Много мы уже понимаем, но много еще и не понимаем. Конечно, не всё мы можем понять в вере, для того она и вера. Много нужно принимать через веру. Но много чего мы не понимаем, потому что никто нам не рассказал, потому что и мы сами не стремились, чтобы это познать… Не хватает катехизации. Катехеза есть у детей, подростков, молодежи… Катехеза есть у тех, кто готовится к таинствам… 

Лично думаю, что не хватает катехизации взрослых, постоянных прихожан, давно верующих и практикующих. Таким зачастую кажется, что они уже все знают, все понимают. 

Чтобы проверить, насколько мы всё знаем, стоит сейчас ответить на один вопрос – знаем ли мы 10 Божиих Заповедей? 

Кто наизусть знает и может сказать все заповеди? 

Если не можем этого сказать, значит нужно нам продолжать обучение в воскресной школе и на встречах катехизации. Может стоит в приходе сделать дополнительные встречи, уроки катехезы? Были бы желающие… 

Такую катехезу проводит сегодня сам Иисус. В Евангелии сегодня слышим урок катехезы, который ведет сам Иисус. Тема урока – 10 Божиих Заповедей. 

Иисус объясняет некоторые из заповедей. Но начинает разъяснение каждой заповеди со слов: «Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам…»

Иисус уверен, что все, кто Его слушает, знает заповеди. Иисус уверенно говорит: «вы слышали…»

Нам бы Иисус мог так же уверенно сказать – вы слышали, что говорят заповеди?  

Возможно, мы не знаем даже основных заповедей, основных тем катехизиса. 

Стоит изучать, повторять, заповеди и другие темы катехизиса. Вера нуждается в постоянным развитии, постоянном укреплении знаний, постоянной формации. 

Давайте, сегодня вслушаемся в катехизацию, которую проводит первый и самый лучший Учитель – Иисус. 

Иисус берет заповедь и начинает входить в её глубину и смысл. Показывает, что недостаточно прочитать заповедь – нужно ещё её понимать. Посмотрим, как Иисус объясняет заповеди. 

Первую заповедь, про которую слышим, это заповедь: «не убивай».   

Иисус показывает, что недостаточно трактовать этой заповеди буквально – я никого не убил, значит у меня все хорошо. Иисус говорит – « всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной».

С чего начинается убийство? С гнева, злобы, ненависти… а значит, если хотим бороться с грехом убийства, нужно побороться с его причиной – с гневом. Когда гневаемся на человека, то так как бы мы его убивали. Грешим против заповеди – не убивай. Сколько зла в мире из-за того, что человек гневается на другого человека… Сколько зла в семьях, если муж гневается на жену, если семья разругалась, рассорилась… Сколько зла совершаем, когда гневаемся друг на друга… 

Даже если этот гнев кажется незаметным – это тоже источник зла, греха, убийства. 

Кто же скажет брату своему «рака» — значит безумный, глупой. 

Я не раз встречал людей, которые считали себя глупыми, страдали от комплекса неполноценности, потому что кто-то им сказал или говорил, что они глупые и ничего с них не будет. Можно таким образом убить человека в человеке, можно убить жизнь, энергию, энтузиазм в человеке, убить хорошие намерения и стремления… Можем убить человека, говоря ему – ты глупой, тебе ничего не получится, ты никто… 

Насколько важно для Бога, чтобы мы не гневались, не ссорились, говорят слова Иисуса: «если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Бог не хочет, чтобы мы молились, приносили жертвы Богу в состоянии ссоры, гнева, конфликта. Иди сначала и помирись с братом своим, примирись с тем, с кем ты в ссоре, даже с тем, кто имеет что-то против тебя. Не только когда ты имеешь что-то против брата – если он имеет что-то против тебя. Иди, помирись сначала, потом приходи и молись. 

Сегодня воскресенье, святой день. Идем на Евхаристию, приносим в жертву Богу нашу жизнь, прошедшую неделю. Стоит сначала задуматься – ни с кем я не поссорился? Может нужно сегодня с кем-то помириться, кого-то простить, у кого-то попросить прощения? 

Далее Иисус проходит к следующей заповеди. «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём». 

Многие могли бы сказать – я ни с кем не прелюбодействовал – жене, мужу не изменял, ни с кем не вступал в интимные отношения вне брака, все тут в порядке. Но Иисус объясняет, что измены, нечистые связи начинается гораздо раньше – взгляд с вожделением на другого человека, похотливые мысли… Казалось бы – а что ж это такое? И если так посмотрим на этот грех, гораздо больше людей найдет в нем себя, или в себе этот грех. 

Эта сфера жизни особенно чувствительная, деликатная и ранимая. Эта сфера жизни также и особенно сильная. Много грехов, страшных грехов совершается в мире из-за того, что не всерьёз воспринимаем эти слова Иисуса. 

В этой сфере легко согрешить, над этой сферой – сферой сексуальности, особенно трудно господствовать. Поэтому Иисус дает очередные советы, советы, которые могут немножко шокировать: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну».

Как это? Иисус хочет, чтобы мы вырвали глаз, отсекли руку? Нет! Этими словами Иисус призывает к радикальному действию, когда начинается искушение против заповеди «не прелюбодействуй». Чем более радикально, решительно мы отреагируем, тем больше успеха в борьбе против греха. 

Много грехов в области сексуальности совершают люди через интернет, телевизор, компьютер. А значит «глаз твой соблазняет тебя». Вырвать глаз – это радикально выбросить компьютер, разбить телевизор, ну или хотя бы выключить. В духе такого же радикализма может быть молитва: «Господи, если я буду смотреть нечистые картинки на компьютере, сделай так, чтобы он у меня сломался, чтобы я все потерял, что на нем есть, или чтобы я вообще потерял этот планшет или телефон». После такой молитвы, попробуй включить что-то такое. Вот это и есть радикальное решение – вырви глаз. 

С этой заповедью связана также и проблема разводов, того, что распадаются семьи. Иисус объясняет, что нельзя разводиться. И даже не то, что разводиться – Иисус проблему прелюбодеяния видит в повторном браке. «кто разводится с женою своею, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует».

Проблема разводов, проблема повторных браков, это очень серьезная проблема и грех в нашим обществе. Но эта проблема начинается уже в самом начале знакомства, влюбленности. Как часто в брак вступают люди совершенно неготовые, которые действуют на эмоциях, чувствах, незрело… Как мало молодые супруги заботятся, чтобы развивать, углублять отношения, ухаживать за ними. Слишком легко сказать – «всё! Развод!». А может нужно бы успокоиться, поговорить спокойно, и если не получается сходить к священнику, психологу, к кому-то кто может помочь решить проблему, сохранить брак. 

А прежде всего, если хотите, чтобы семья сохранилась, чтобы брак не распался, нужно каждый день вместе молиться, вместе приходить на Мессу по воскресеньям, исповедоваться и причащаться. Это гарантия единства в семье.  

Последняя заповедь, о которой говорит Иисус, это заповедь: «не лжесвидетельствуй», или как она записанная в тексте Евангелии: «сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе…»

Чего касается эта заповедь? Говори правду, не обманывай, не лги, не ври. Когда человек начинает клясться? Когда ему не верят. А почему не верят? Потому что много раз случилось человеку врать и сейчас трудно ему верить. Если бы человек все время говорил правду, не надо было бы прибегать к клятве. Стоит подумать сколько правды и сколько неправды в моих словах, в моих высказываниях? 

Сегодняшнее Евангелие заканчивается: «да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого».

Если говорим «да», то это «да». Если «нет», так это «нет». Если говорю «да» а получается «нет», то это вранье, обман. Пусть «да» будет «да», а то получается – да — нет — наверно. 

Вот это катехеза, урок Иисуса насчет некоторых из Божиих Заповедей. Правда, что интересная? Правда, что познавательная и полезная? Осталось только – этим жить. 

Стоит еще подчеркнуть, что то, о чем говорит Иисус – это заповеди. Что такое заповедь? Это не совет, это скорее приказ. Поэтому мы не можем говорить – мне это не нравится, я так жить не буду. 

Нравится, не нравится – так жить нужно, если мы Христовы, если хотим попасть на небо. 

А как будет на небесах? 

Сегодня говорит нам апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»

Не остается нам ничего больше, как только соблюдать Божие Заповеди. А может сначала их выучить, понять… 

о. Марэк Ящковски, г. Сургут

 

Один отввет »

  1. «Стоит еще подчеркнуть, что то, о чем говорит Иисус – это заповеди. Что такое заповедь? Это не совет, это скорее приказ. Поэтому мы не можем говорить – мне это не нравится, я так жить не буду.»

    Где приказ- там нет любви.
    Заповеди- это элемент добровольного союза, договора Бога с людьми. Поэтому я не могу говорить- мне это не нравится, я так жить не буду- я дал Ему свое слово.

    Проблема в понимании их исполнения.(Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт- как мне не стать таким?).

    Все заповеди «заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим 13, 9-10).»(2055ККЦ)

    Пример: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы»…У еванг. Матфея Господь тут прибавляет: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы; то не осудили бы невинных (Мф. 12:7). Этими словами Христос поясняет, что фарисеи потому осуждают учеников Его, срывавших колосья в субботу, что не имеют милосердия и сострадательной любви к ближнему, каковой Господь требует напр. чрез пр. Осию в словах: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6), что все внимание их направлено только на одни жертвы, обряды и обычаи предания и что, если бы они понимали, что любовь к голодному выше преданий и обрядов, то не осудили бы учеников, срывавших колосья для утоления голода хотя и в субботу»( Прот. Иоанн Бухарев)

    Образ приказа- это искушение для пасторского служения клира, так проще толковать и управлять народом.

Добавить комментарий для Майер-Эркерд Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *