Во мне дыхание Бога! 

Во мне дыхание Бога! 

Быт 2, 4б-9. 15-17

Пс 104

Мк 7, 14-23

В сегодняшнем первом чтении представлено второе описание сотворения мира. Это описание намного старше, чем первое. В нем прекрасно показано сотворение человека Богом. Видим, что человек сочетает в себе божественное и земное начало (подобно вавилонским поэмам). Он получает «дыхание жизни» — чудо жизни. В человеке — дыхание Бога, частичка Его Самого. Человек сотворён Богом в его духовном и психофизическом единстве: нет возвышения духовного над телесным. Благодаря «дыханию жизни» человек становится «живою душою», то есть живым существом, личностью. Также видим, что человек создан для творчества: рай не место для безделья. Труд — не наказание и угнетение, а призвание человека и служит ему. Именно для человека Бог создал прекрасный Сад, в котором росла вкусная пища. Человек, возделывающий этот сад, может пользоваться его плодами с одним условием: он не должен брать плоды с дерева познания добра и зла. Если же он это сделает, то обязательно умрет. Этот текст показывает, что человек наделен свободой воли — у него есть возможность выбирать, подчиняться или не подчиняться Богу. Он несёт ответственность за свои решения. Человек, отделенный от других существ, имеет самосознание, самоопределение и ощущение смысла своего тела. В действии тело выражает человека — оно как бы прозрачно для того, кто человек внутри. Невидимое больше относится к человеку, чем видимое. Такого человека Бог ставит перед тайной дерева познания.

В Евангелии сегодня видим Иисуса, который припоминает своим слушателям и нам о достоинстве человека и его состоянии сердца, искаженного первородным грехом.

Согласно традиции фарисеев достаточно было есть нечистыми, т.е. немытыми руками, чтобы весь человек стал нечистым. Делалось различие между чистой пищей – той, которую можно есть, и нечистой пищей, которую есть нельзя. Чтобы разрушить это религиозное отношение, которое характеризовалось жесткостью и одержимостью законом, Иисус использовал почти натуралистический язык. Он определенно сместил акцент Своей проповеди с уровня законов, правил на уровень людей. Он не занимался чистой или нечистой пищей, но сердцем человека. Он обнаружил в глубине людских сердец корни зла, из которых и возникают поступки, которые и оскверняют человека. Мы часто судим других людей по каким-то внешним признакам, не видя «сердца», глубинных мотивов чьих-то поступков.

Сердце на библейском языке — понятие широкое: именно сердцем думают, помнят, принимают решения. Сердце определяет человека, его внутренний мир и целое. Самое большое несчастье — иметь ожесточенное сердце. Мы можем обрести надежду, «раздирая сердца наши» (Иоил 2, 13) и представляя себя пред Богом «с сокрушенным и смиренным сердцем» (Пс 50, 19). Тогда Дух Божий изливает любовь в наши сердца, и мы можем сказать: я люблю, следовательно, я существую! Господь Бог обещал: «…очищу вас от всякой нечистоты… и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез 36, 25-26). Замена каменного сердца сердцем из плоти — сложная операция, которую может выполнить только Бог. «Злые помыслы, прелюбодеяние, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» — вот ядовитые плоды каменного сердца. Есть ли хотя бы один плод из перечисленных в моем сердце? Если да, то срочно к Врачу! И Важно довериться Ему полностью! Бог с моим согласием совершает болезненную, но освобождающую операцию, ибо каменное сердце соединяется со всем человеком и дает сердце плотяное. Тогда между Богом и мной может произойти что-то необыкновенное, что можно выразить вкратце: любить и быть любимым.

Иисус, кроткий и смиренный сердцем, сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему! 

с. Иоанна, CSA, г. Сургут

Один отввет »

  1. «Труд — не наказание и угнетение, а призвание человека и служит ему.»

    Именно так Катехизис(378) говорит, что Бог не наказывает человека трудом, но говорит, что изменились условия труда(379) после грехопадения человека.

    Человек способен превратить труд в наказание, в рабский труд, манипулировать работником.
    Понимание этого народом выражено, например, в сказке А.С.Пушкина «Ска́зка о попе́ и о рабо́тнике его́ Балде́», написанной в Болдине 13 сентября 1830 года, на основе русской народной сказки, записанной Пушкиным в Михайловском со слов Арины Родионовны.

Добавить комментарий для Майер-Эркерд Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *