1 Кор 6, 1-11
Пс 149
Лк 6, 12-19
Прочитав сегодня о силе, которая исходила от Иисуса и исцеляла тех, кто прикасался к Нему, я вспомнила это пожелание из «Звездных войн». Это пожелание объединяло тех, кто верил в существование Силы. Мы верим в Бога Отца Всемогущего. В слове Всемогущий – присутствует это представление о Силе.
Но я бы хотела вернуться к началу сегодняшнего отрывка из Евангелия от Луки (Лк 6, 12): «В те дни взошел Иисус на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу». Я об источнике исцеляющей силы и о том, как Иисус приходил к этому источнику. Иисус-человек восходит на гору, предпринимает усилие. Мы знаем, что на гору восходить довольно трудно. Наши читатели из Томска каждый раз предпринимают это усилие, поднимаясь на Воскресенскую гору к своему храму. Но и вообще, подняться над рутиной ежедневных дел, чтобы дойти до храма или дойти до молитвы в принципе – это усилие. А за этим усилием следующее – пребыть в молитве. Опять же нужно постараться, чтобы не улететь мыслями, придя в храм или начав размышление или другую молитву.
Иисус пребывал в молитве всю ночь. Средневековые рыцари перед посвящением проводили ночь в молитвенном бдении. Современному человеку довольно трудно представить молитвенное бдение даже в течение 1 часа. В Страстную Неделю есть такая возможность во многих храмах – и видно, что людям трудно. И живем далеко, и работаем в эти дни, и семейные обязательства есть. Сил не хватает. Силы. Не хватает. И ведь трудно поверить, что когда Силы не хватает, нужно найти время и приложить старания, чтобы подняться на гору и пребывать в молитве перед Всемогущим Отцом…
А что дальше? «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них Двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк 6, 13). Раньше я думала, что там на горе, ночью, Отец открыл Иисусу имена Апостолов. Вроде как список дал. Но сегодня я читаю, что Иисус помолился, а потом позвал учеников, и из них выбрал Двенадцать, а потом им еще и наименовал Апостолами. После молитвы Иисусу пришлось работать! Сделать собрание, принять ответственное решение, установить новую «должность».
И даже на этом все не закончилось. Скорее, все только началось: «И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись» (Лк 6, 17-18).
Иисус и ученики (мы!) идут к людям, страдающим и нуждающимся… Мы? Но что мы-то можем дать страдающим и нуждающимся? Пожалуй, что сами-то ничего и не можем. А Всемогущий Отец – может. Но Ему нужны проводники Его силы. Те, кто прикладывает усилия, чтобы подняться к Нему – Источнику силы, а затем спуститься вместе с Иисусом на ровное место – к людям.
Наталья Ивашковская, Саратов
Фото: Евгения Губанова, Москва
«Современному человеку довольно трудно представить молитвенное бдение даже в течение 1 часа. В Страстную Неделю есть такая возможность во многих храмах – и видно, что людям трудно.»
Классическая ошибка восприятия мира монашествующими, это как объявление моего настоятеля на Святой Мессе «я Вас давно не видел в храме, к Причастию не подходите», и зачем интересоваться был ли человек болен, в отпуске и ходил в другой храм и т.д.
И что теперь, современному человеку необходимо доказывать, что мать, у которого болеет ребенок может молиться всю ночь? Или студент перед экзаменами? Необходимо, чтобы это было видно представителям Церкви?
Монашествующий относится к категории «современный человек»?
Конечно, монашествующие тоже относятся к этой категории. И им тоже трудно выдержать на молитве.