Глубина человеческого сердца

Глубина человеческого сердца

1 Кор 3, 18-23

Пс 24(23)

Лк 5, 1-11

Петр – рыбак профессионал, успешный, самоуверенный, сильный, реалистичный, его авторитет навязывается людям вокруг сам собой. Это было до того, как он встретился с Иисусом. Редко получится, что человек в один момент резко меняет и подход в мышлении и даже черты характера. Но что-то, похожее на это, происходит с Петром в сегодняшнем отрывке из Евангелия. А евангелист описывает это разными сильными – на гране разрушительства – образами. Там и сеть у них прорывалась и лодки начинали тонуть.

Но основное происходит в глубине человеческого сердца. И это происходит таким образом, что человеческими словами нам сложно это описать. Редко такие попытки объяснения, которые сами по себе важные и нужные, развиваются дальше, чем до уровня сравнения и образов.

Здесь речь не идет об обращении человека, как, например, обращение апостола Павла. Конечно, призыв Иисуса: «обращайтесь и веруйте в Евангелие» направлен всем людям и каждому конкретно – в том числе и Петру, и Андрею, и Иакову и Иоанну. Но не об этом тут речь идет.

Интересно, что сам евангелист не спешит называть или хотя бы описывать эту реальность. Может, и у евангелиста были такие же сложности, как и у нас, описать эту реальность, и даже всё множество стилистических форм греческого языка не предоставило ему возможности выразить, о чем на самом деле речь идет. Он зато разноцветно рисует образы о том, как удачно можно ловить рыбу.

Но эту реальность можем очень ясно познать по результату, о котором написано в конце нашего отрывка: оставили всё и последовали за Ним.

Ни порванная сеть, ни тонущая лодка, ни изобильный улов рыбы вопреки всех профессиональных прогнозов, никак не достаточны, чтобы человек оставил всё и пошел бы с чужим проповедником. И даже самопознание Петра в том, что он грешный человек, скорее отрицательно влияет на его конкретное отношение к этому Иисусу, которому он говорит: выйди от меня, Господи!

И что же такое случилось, что Петр и остальные могли оставить всё и идти за Иисусом? Иногда это называют «личная встреча со Христом». Но такой термин может быть несколько сомнительным. Апостолы тогда имели возможность лично, конкретно, «в натуре»  встретиться со Христом. Но после вознесения Христа, такие возможности имели не многие. И говорить о том, что ‘быть верующим человеком можно только после того, как произошла эта личная встреча со Христом’ я не могу. Ведь не я могу человеку назначить эту встречу. Я не исключаю возможности и в наши дни ‘лично встретиться со Христом’ (похоже, как это пережили и Апостолы) и это на самом деле очень важный момент в истории христианина – но это всегда инициатива Самого Христа.

Поэтому, я считаю самым главным то, о чем в Евангелии не написано: что Иисус призывает людей последовать за Ним. Только такого рода призвание достаточно сильно, чтобы человек, не смотря на все инстинктивные стремления самосохранения и самострахования, оставил бы всё и пошел бы за призвавшем его\её человеком. Конечно, этот термин ‘призвание’ сегодня тоже выглядит по-другому, чем тогда, у апостолов. Но он, кажется, лучше всего описывает захват человека, который способствует ему последовать за этим Иисусом. А со стороны Самого Иисуса такое призвание высказано каждому. Нет человека на планете, кто не был бы призван быть последователем Христа.  

Когда Христос хочет встретиться со мной зависит от Него. Это может быть сегодня или когда-то или в последнем моменте моей жизни или после этого момента. А буду ли я готов к этой встрече зависит от меня. Вот и стараюсь.

И ещё – раз сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата:

Святая Месса является центром христианской жизни, особенно по воскресеньям. В воскресенье община собирается на святую жертву; это еженедельное конституционное собрание церкви.

 Иосиф Андреас Юнгманн SJ (1889-1975), австрийский богослов

о. Маркус Новотны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *