Деян 22, 30; 23, 6-11
Пс 16(15)
Ин 17, 20-26
Сегодняшний отрывок из Евангелия от Иоанна передает нам самые последние слова Иисуса в горнице, перед тем как он выходит в Гефсиманский сад. (Если вам этот отрывок кажется знакомым, то это может быть из-за того, что именно его мы читали и в прошлое воскресенье. Можете смело ещё раз перечитать размышление о. Марэка.)
Всё уже сказано. Пару минут назад Иисус уже говорил Своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.»(Ин 16.12) И это можем понять, в том числе, и вполне естественно — не только в духовном смысле. После того, как апостолы вышли из горницы, с вечернего пира, то в саду они почти сразу же уснули. Но и духовно они не могут вместить слова Иисуса, потому что Дух Святой ещё не нисшел на них.
Но, видимо, Иисус ещё что-то особо важное хочет им добавить. И по форме этот текст отличается от предыдущих. 17 глава Евангелия от Иоанна — это ещё и молитва Отцу. Иисус произносит эту молитву вслух перед учениками, за которых молится.
А в нашем отрывке Иисус ещё и молится о каждой и каждом из нас (если мы считаем себя верующими во Христа). Ключевое слово тут: “да будут все едино”. Нам эти слова не могут быть безразличны. Сам Иисус молит Отца, чтобы ученики Его были едины. Заповедь единства не менее важна, чем заповедь любви к ближнему: они как бы вытекают одна из другой.
Каким-то образом мы уже находимся в единстве с Отцом и Сыном в Духе Святом, и за это можно непрестанно благодарить Бога. Мы можем собираться воедино, чтобы слушать Слово Божие и совершать Таинства.
Но одновременно мы понимаем, что мы ещё не достигли совершенства в вопросах единства. Даже между прихожанами не всегда царствует единство, а бывают презрение или пренебрежение. Как и заповедь любви не можем рассматривать теоретическим образом, так и заповедь единства имеет прежде всего практический смысл – или…просто не имеет смысла.
Размышления об исторических разделениях среди учеников Иисуса (сколько они не были бы важными и востребованными) мало помогают нам в наших сегодняшних стараниях искать единство и жить им. Заповедь Иисуса (и о любви и об единстве) не знает условностей или исключений.
К сожалению, в нашем восприятии мы на единстве мало фокусируемся. (Как священник могу сказать, что относительно часто слушаю во время исповеди о грехах против любви и очень редко о грехах против единства.) Видимо, тысяча лет разделения христиан снизила нашу чувствительность в вопросах единства.
Конечно же, мы не можем сделать всех христиан едиными и даже особо не можем содействовать ему.
Но мы можем соединиться в молитве о Единстве вместе с Иисусом и можем непрестанно просить Отца о единстве. Мы можем стараться избегать всего того, что углубляет разделение в непосредственной близости вокруг нас.
И если ещё кто-то считает, что вопрос о единстве не стоит всех наших искренних стараний, то пусть сознает, что это единство в Боге не является ценностью сама в себе. Мы не просто ищем единство по заповеди Христа. Ищем не только для того, чтобы нам было хорошо. Значение единства не ограничивается учениками Иисуса. Сам Иисус говорит нам об этом. Конечно, жить в единстве — это круто во всех отношениях. Но есть ещё смысл не менее важный, чем тот: “да уверует мир”! Единство учеников Иисуса -залог достоверности. Чем более мы будем творить единство вокруг себя, тем более нам поверят, что у нас – единство и с Богом.
И ещё – раз сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата:
В Святой Евхаристии мы становимся едиными с Богом, как пища с телом.
св. Франциск Сальский, 1567-1622, епископ Женевы, Учитель Церкви,
о. Маркус Новотны, г. Краснодар