Вера — это полностью дар

Вера — это полностью дар

Деян 8, 26-40

Пс 66(65)

Ин 6, 44-51

Нет, мы не можем понять, что Иисус говорит в сегодняшнем отрывке из Святого Евангелия от Иоанна. Нашему разуму это не доступно. Мы не можем преодолеть парадокс, который состоит в том, что вера — это полностью дар от Самого Бога и, одновременно, полностью зависит от решения человека. Но мы можем кое-какие аспекты признать и осознать, и можем научиться от Иисуса, чтобы и мы были «…научены Богом».

У каждого из нас есть своя история – и тоже своя история веры. Иногда бывает, что в какой-то момент нашей жизни мы вдруг что-то такое понимаем, что нам как бы Сам Бог открыл. У некоторых людей это прямо ярко выражено, у других — не очень; я, наверное, отношусь ко второй группе.

Но даже если мы не вспомним какие-либо ‘сверхъестественные’ уроки веры в нашей жизни, мы — как верующие, ученики Иисуса.

Может, как раз этот древний образ ‘ученичества’ поможет нам лучше понять хоть какие-то аспекты этого парадокса. Ведь что такое ученик? Человек, который хочет учиться и ради этого возьмёт на себя некий труд. Конечно, и двоечник-прогульщик может называться учеником – но какой же он ученик? Поскольку человек-ученик определяется через то, насколько он готов стремиться к учению, насколько готов вложиться в это дело.

Но с другой стороны: сколько человек не хотел бы учиться – если нет школы и не у кого учиться, то тоже не очень получится быть учеником.

Высказывание Иисуса «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец…» звучит, быть может, исключительно. Типа: раз человек не пришёл к Иисусу – значит Отец Его не привлёк? – Никак нет. Такое толкование противоречило бы одной из главных основ нашей веры: Бог хочет спасения каждого человека! Мы можем это выражение понимать только как условие. Никто не может сказать: я сам, без того, чтобы кто-либо помог мне, нашёл Иисуса. Так мог бы думать только человек, который в ученичестве Иисуса совсем новичок.

Но Бог дал каждому человеку возможность познавать Его. И Он призывает каждого человека в общение с Ним. Хотя, может, слово ‘призывает’ — это уже слишком: Бог хочет, чтобы каждый человек искал общения с Ним. Мы Ему не безразличны. И Он терпеливо ждет каждого. Конечно, Бог не только ждёт – Он действует «от сотворения мира, чтобы подобно тому, как Ты свят, был свят и человек.» (I евхаристическая молитва «о примирении»). И эта святость, которая от Бога, может привести нас к Нему.

Но это пока, может звучит как бы теоретически. А Иисус предусмотрел конкретную поддержку для нас, которые вступили в Его ученичество. Дальше по тексту Евангелия Иисус говорит о пище, о хлебе, которым Он нас хочет кормить и который приведёт нас в жизнь вечную. Правда, опять мы не можем полностью понимать эти слова Иисуса – и тем более не дословно. Даже если мы как бы меньше сопротивляемся этим словам, нежели иудеи, которые тогда слышали эти слова от Иисуса (мы ведь уже чуть-чуть научены Богом) – нам сложно исчерпать смысл этих слов. Надо было как ребёнок открыть рот, чтобы принимать «хлеб живой» — принимать с доверием, с упованием, с любовью.

Текст, конечно, сам по себе евхаристический. Ни в каком ином контексте мы не можем его читать. А, может быть, получится осознавать эти слова хотя бы понемножку, когда мы их попробуем на вкус, когда мы их пережевываем, когда мы их усваиваем – чтобы слова Иисуса стали нашими словами, чтобы наше тело стало Его. Было бы странно, если мы решили бы, что на этом можем остановиться или этим можем довольствоваться. Раз сам Иисус таким образом заботится о нас, то и мы … — ну, Вы поняли.

о. Маркус Новотны, г. Краснодар 

Один отввет »

  1. «Но Бог дал каждому человеку возможность познавать Его. И Он призывает каждого человека в общение с Ним. Хотя, может, слово ‘призывает’ — это уже слишком:…»

    Да нет, именно это слово, так и есть в духовной жизни(свидетельствую):

    «Глубочайший смысл человеческого достоинства состоит в призвании человека к общению с Богом.»(27ККЦ)

    «Но эта «глубинная и жизненная связь человека с Богом» может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные: … ,поведение человека-грешника, прячущегося от Бога из страха и бегущего от Его зова.»(29ККЦ)

    И что стоит моя вера, если я скажу: : свидетельствую, «как бы Сам Бог открыл»?

Добавить комментарий для Майер-Эркерд Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *