Втор 4, 1. 5-9
Пс 147B
Мф 5, 17-19
Мы часто думаем, что Заповеди, Закон Божий является просто набором каких-то особых требований Бога, исполнением которых мы можем заслужить вечную награду. Но Бог через Моисея напоминает, что записанный Закон – это именно дар и знак близости Бога, а не произвольные требования.
Дар – потому что Бог делает явным то устройство мира, взаимоотношения творений со своим Творцом, которые включены в замысел творения. Поэтому знание Закона являет мудрость – причастность Божественному знание, понимание того, как устроен мир и где искать счастье человека.
Близость Бога, Его любовь и его доверие, потому что дарование Закона взывает к достоинству и свободе человека, к способности самому, по собственной воле, без принуждения следовать замыслу Бога. Это и справедливость Бога, который в Своем доверии подчиняет Себя свободному выбору человека.
Причем Бог дарует Закон только тогда, когда Он уже показал Свою близость, Свою заботу, спасение которое Он совершает в Своем народе.
Поэтому Закон становится и Заветом – договором в котором Бог обещает Свою верность и в котором предупреждает обо всех опасностях, способных привести к потере вечной жизни и счастья человека.
Поэтому Слово Закона становится благословением от Бога, достойным прославления и хвалы, как напоминает нам псалом.
Поэтому верность Бога Завету выражает себя и в незыблемости Закона: Бог не обманывает, не вводит в заблуждение, не ведет к погибели, но к жизни. Но весь смысл Закона открывается в Слове, ставшем Плотью, сыне Божием. Он Сам исполняет в Себе Завет в верности Бога и в следовании Заповедям Человека. И это исполнение Закона осуществляется в крестной смерти, когда Господь свидетельствует: «Совершилось». И эта смерть открывает нам, что Бог есть Любовь. И любовь Бога к нам и наша ответная любовь к Нему и друг другу и есть исполнение Закона.
о. Сергей Тимашов, Тула