Втор 30, 15-20
Пс 1
Лк 9, 22-25
Вся книга Второзакония — это по форме длинное выступление Моисея к народу, в котором не только передает народу закон, но и от имени народа заключает завет – завет закона с Богом, голос которого народ слышал у горы Синаи. Как завершение этой речи Моисей предложит народу «жизнь и добро» но и тоже «смерть и зло» — и сразу указывает как выглядит та и иная сторона.
Может быть – как раз в эти дни мы как никогда понимаем важность этого предложении. Конечно мы не можем никому навязывать конкретный выбор, но сами можем занимать сторону «жизни и добра» и свидетельствовать об этом – иногда словом и делом, а иногда и терпением и молчанием.
Возникает такое впечатление, что обещание Моисея мало имеет религиозного характера: жизнь по заповедям есть залог выживания и благополучия человека. Что человек ещё может желать? Современные государства тоже говорят: Выполняй все правила и шагай смело! (Только жизнь, долгота дней и благополучие не обещают.) Нет в этом вопросе автоматизма. У нас нет договора с Богом: я – Тебе и Ты – мне. Не смотря на самоунижение Бога и Боговоплощение мы с Богом не на одном уровне. Мы не можем сравниваться с Богом, святость Бога со склонностями ко грехам у каждого из нас. Бог – в Которого мы верим заботится о людях которых сотворил. (И закон Моисея в своё время был выражением конкретной заботой Бога о своём народе.)
Не надо путать основное с последовательном: основное – это завет народа/человека с Богом. А жизнь и добро – это возможное последствие того, что человек взялся за дело. И это есть благодать, то есть мы не можем это себе зарабатывать, а только принимать в дар.
А в Евангелии Иисус призывает к новому подходу. Последовать за Иисусом значит и делить с Ним судьбу.
Немаловажно обратить внимание на то как Иисус, как бы меняет подход: от заповедей, данные приказным тоном к примеру, который Он даст и подражать который Он нас призывает.
Когда Иисус говорит: «возьми крест свой» — конечно Его пример становится конкретным только в страстную пятницу. Но понятие, что значит «взять крест свой», в народе был распространённый – для римлян это была принятая и частая форма казни. Люди и ученики поняли эти слова на фоне того, что они знали о таких формах казни, а мы сегодня понимаем эти слова (почти) исключительно на фоне смерти самого Иисуса. Он добровольно идёт на страдание — о чем своих учеников и предупреждает. Но Он и несёт свой каждодневный крест: народ и руководство народа в Его не уверовали, ученики Его не понимают, многие от Него уходят…
А какой у меня “крест”? Что для меня значит призыв Иисуса: отвергнись себя? Я же хочу идти за Иисусом, я же хочу быть Его учеником. И эти слова Иисус говорит не только своим Апостолам, а “всем”. Я не специалист по крестам и не знаю, как можно подлинно отвергнуть себя, но для меня это означает, несмотря ни на что, всеми силами стараться оставаться с Иисусом. Как сказано в сегодняшней молитве: …чтобы каждое наше дело всегда в Тебе имело начало и завершалось, Тобою принятое.
И ещё – раз сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата:
Телесным постом Ты укрощаешь порок, возвышаешь душу, умножаешь добродетель и вознаграждаешь через Христа, нашего Господа. (4 префация великого Поста)
о. Маркус Новотны, Краснодар
«…я был первым из тех, кто приехал сюда(из Германии) как солдат, но не последним. Было не меньше 10 юношей, которые проходили свою альтернативную службу в России. Четверо – в Марксе, некоторые – в Сибири: в Томске, в Тальменке, Славгороде…Это уже не совсем альтернативная служба, но государству важно, чтобы только воинский долг был выполнен. Тем, кто выбирает службу за границей, надо найти организацию, которая оплатит страховку и проезд, не даст умереть с голода…Организацией, которая поддержала меня, стала берлинская архиепархия и одна конгрегация. Они оплатили страховку и дорогу.»
Это слова человека, который ранее говорил что «Советские военные в Восточной Германии – это наши братья, а не друзья, потому что друзей выбираешь сам».
Dziękuję Ks.Marku za wyjaśnienia kwestii pokusy. Bo dziś podczas Mszy Św. zastanawiałam się dlaczego szatan obiecuje Jezusowi bogactwo. Po przeczytaniu komentarza i komentarza Ks. Jacka już wiem.
Pozdrawiam serdecznie i życzę dobrej niedzieli.
Z Panem Bogiem.