2 Цар (2 Sam) 5, 1-7. 10
Пс 89(88)
Мк 3, 22-30
В своем ответе книжникам, которые обвиняли Его, в том, что Его сила изгонять злых духов происходит от Веельзевула, Иисус прежде всего обращается к логике: «как может сатана изгонять сатану?» и т.д. И действительно, как? Каждый здравомыслящий человек не станет долго задумываться над ответом. Но ответ Иисуса также предполагает то, что царство сатаны не разделилось и «конец его» еще не пришел. Настоящая битва с сатаной только начинается. И Он является тем, кто в конечном итоге должен его победить. И поэтому далее следует весьма загадочная притча о «доме сильного и расхищении его». Эти слова уже напрямую не связаны с конкретной одержимостью, а открывают действительность намного более важную.
Св. Августин (О граде Божьем) говорит следующее: «Под «сильным» следует понимать дьявола, который пленил род человеческий. Он удерживал – посредством разных грехов и вероломства – свои «вещи», то есть людей, которых Христу предстояло похитить и обратить в Своих верующих. «Сильный» должен быть связан. В Откровении апостол говорит: И увидел я Ангела, сходящего с неба (…) Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (20,1-2), то есть сдержал и обуздал власть его над теми, кого тот совращал и кем владел, дабы сделать их вновь свободными».
Подобным образом мыслит и св. Ириней Лионский (Против ересей): «…Слово сковало его как Своего беглеца и расхитило принадлежащие ему вещи, то есть людей, которых он удерживал и которыми распоряжался. Таким образом человек, бывший пленным прежде, был вырван из-под власти своего повелителя милостью Бога Отца».
Хотя слово «дом» должно вызывать у нас скорее теплые ассоциации, «дом сильного», то есть дом сатаны, ничего общего не имеет с «домом Отца». Это дом неволи, в котором, однако, некоторые, обманутые сатаной, который умело выдает зло за добро, чувствуют себя прекрасно, подчиняясь его законам лжи. Для них этот дом действительно стал родным – разбойничьим притоном, в котором они прячутся от света Божьей истины. И, может быть, они даже чувствуют себя в безопасности за его стенами, воспринимая Бога как разбойника и расхитителя. Как тут не вспомнить фрагмент, в котором сам Иисус сравнивает себя с вором: «Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк 12, 39-40).
А слово «расхищение» мы скорее воспринимаем негативно. Казалось бы, расхищать и похищать должен как раз сатана – разбойник и грабитель. Но расхищение, которое делает Иисус – это освобождение из дома неволи. То, что похитил сатана – человеческие души, он внимательно стережет, как разбойник свое награбленное добро, потому что душа – наивысшая ценность, и добровольно он никогда не отдаст похищенное. Но Иисус не вор и не разбойник, расхищая «дом сильного», Он возвращает в «дом Отца», то, что по праву принадлежит Ему.
о. Ириней Погорельцев OP
«Новый Завет в Ветхом скрывается, в Новом же Ветхий раскрывается». (129ККЦ)
«и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом»- связь: Бог-царь Давид- народ. Единое целое «Израиль — священнический народ Божий, на котором «имя Господа нарицается» (Втор 28, 10; ККЦ63).
«ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые»- по сути это слова, обращенные к Богу.
«Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень.»2 Цар. 5:6), т.е. если человек, забывая о своей слабости, хулит Бога.
Когда сегодня «книжники» говорят, «что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя»?
Это происходит, когда такое безосновательно говорят сегодня Его ученикам, Иисус предупреждал об этом: «Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф. 10–25).
Через Таинства Церкви нам дается Святой Дух(1316ККЦ) и надо быть осторожным в словах, обращенных в адрес другого члена приходской общины.
Мы единое целое и, прежде чем вынести свое суждение о человеке, необходим совет настоятеля или духовника.
Прошу прощения за опечатку: «Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень.»(2 Цар. 5:8) , а не 5:6.