1 Цар (1 Sam) 15, 16-23
Пс 50(49)
Мк 2, 18-22
В наше время пост даже для многих верующих людей, стал неким пережитком прошлого, каким-то суеверием «темных веков». Даже те, кто «по старинке» практикует его, вряд ли могут внятно пояснить его значение. И когда мы слышим в Евангелии, что ученики Иисуса не постились, воспринимаем это как подтверждение того, что и нам – сегодняшним Его ученикам, не следует подражать этой древней практике, значения которой мы все-равно не понимаем. Даже слова Иисуса: «но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» особенно нас не убеждают.
Александр Шмеман (Пост и Литургия) поясняет значение поста:
«По общему определению, пост – это выражение надежды, состояние ожидания и подготовки. Поэтому Христос противопоставляет Себя Иоанну Крестителю: «Вот, Иоанн Креститель пришел и не ест, и не пьет… И пришел Сын Человеческий. Он ест и пьет…» Иоанн Креститель в этом контексте – «тип», символ Ветхого Завета в соотношении с Новым Заветом. Ветхий Завет – это время подготовки и надежды, которое заканчивается с приближением Пасхи. Но Сын Человеческий «ест и пьет» и Его ученики также едят и пьют, и в Евангелии мы постоянно видим Господа, преломляющего хлеб с мытарями и грешниками в домах фарисеев и насыщающего огромное количество людей. Во Христе и со Христом открывается и приближается Царство. (…) Жених уже пришел и Его присутствие открывается в преломлении хлеба, в евхаристическом пире, который являет собой сакраментальное предвкушение всей полноты Царства, Брачного Пира».
Наш сегодняшний пост, это ни в коем случае не возвращение в Ветхий Завет, но это тоже «выражение надежды».
«И эта надежда – продолжает Шмеман – выражается в новом посте, в новом состоянии ожидания. (…) Живя во времени, в истории, Церковь являет собой победу вечности, предвосхищает торжество Царства, которое «грядет». И это «пост-ожидание» находит свое завершение в Таинстве, в ознаменовании совершившегося и вечного… (…) Поэтому пост и Евхаристия, так сказать, два торжествующих и необходимых полюса в жизни Церкви, провозглашение двух существенных антиномий ее природы: предвкушение и обладание, полнота и рост, эсхатология и история».
о. Ириней Погорельцев OP
«И сказал Саул Самуилу:…народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему,…»(1Цар.15:21)
Саул говорит от имени народа, но произносит «Богу твоему».
Сегодня вряд ли кто из христиан, совершая пожертвование в храме, скажет священнику «это Богу твоему».
Но в минуты страдания человек может сказать: «где был твой Бог…»
«Людям очень трудно отказаться от целесообразности всего происходящего в мире и, значит, трудно понять безвинное страдание. Многим кажется, что если есть безвинное страдание, то, значит, нет Бога, нет промысла Божьего.
Безвинное страдание есть божественное страдание. И безвинное божественное страдание оказывается спасительным для всякого человеческого страдания. Мир лежит во зле, мир, в котором мы живем, не признал величайшего из праведников и распял его, распял Сына Божьего, распял самого Бога. Распятие Сына Божьего есть ответ и на страдание человеческое и на зло мира.»( Н.Бердяев ДУХ И РЕАЛЬНОСТЬ Основы богочеловеческой духовности гл.5, 1-е издание Париж 1937г.)
«Отче наш…»