Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира 

Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира 

1 Ин 2, 29 — 3, 6

Пс 98(97)

Ин 1, 29-34

Эти слова Иоанна Крестителя мы знаем из ритуала Святой Мессы, произносит их священник, поднося Хостию. Указывают они на Иисуса, как на жертвенного Агнца, исполняющего древние пророчества. Слыша эти слова, ученики Предтечи должны были понять главное, что касалось Мессии – Он должен был стать не царем, освобождающим свой народ из неволи политической, а искупительной жертвой, освобождающей из неволи греха. На это указывают слова: «Который берет грех мира», и как кажется, речь должна идти о жертве за грех. Но жертвы за грех, согласно Моисееву Закону, приносились разные: тельцы (Левит 16,11), козлы (Числ 29,11), даже «десятая часть эфы пшеничной муки» (Левит 15,11), а также голуби и горлицы, всех цитат, посвященных этим жертвам, невозможно привести. Если же речь идет именно об Агнце, на память приходит прежде всего Пасхальный Агнец, приносимый в жертву в память об Исходе из Египта (Исх 12,1-11). Это не была жертва за грех, но значение этой жертвы намного большее: жертвенная кровь защищала дома израильтян от «губительной язвы» Божьего гнева, а жертвенное мясо укрепляло в долгом и трудном пути к свободе, выходу из неволи во всех ее проявлениях, а значит и из неволи греха. Кроме того, сам вид нежного ягненка, полностью беззащитного, всегда был образом жертвы совершенной – чистой и непорочной. О «кротком агнце, ведомым на заклание» упоминает пророк Иеремия (11,19), Исаия, пророчествуя о страждущем Слуге Божьем, пишет: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (53,7). Жертва Слуги Божьего, о которой говорит Исаия, была как-раз жертвой за грех: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (53,5).

Эти два образа: пророчество Исаии и Пасхальный Агнец, были главными ориентирами в толковании слов Иоанна Крестителя Отцами Церкви. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времен Моисея, чтобы ближе привести их к истине» — и тут же добавляет – «Но агнец ветхозаветный не принимал на себя никогда ничьих грехов, а этот принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель» (Беседы на Евангелия от Иоанна).

Подобным образом комментирует этот фрагмент св. Кирилл Александрийский: на этого Агнца «указал пророк Исаия в словах: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, и Коего, сказано, некогда предобразовал закон Моисеев. Но тогда Он спасал только отчасти, не простирая милость на всех, ибо был образом и тенью, — теперь же Тот, Кто некогда живописуем был посредством загадок, Истинный Агнец, Непорочная Жертва, ведется на заклание за всех, дабы отогнать «грех мира», дабы низвергнуть губителя вселенной, дабы Своею за всех смертью упразднить смерть, дабы разрешить проклятье, бывшее на нас…» (Толкование на Евангелие от Иоанна).

А после слов «Вот Агнец Божий…» священник продолжает: «блаженны званные на вечерю Агнца». Воистину, блаженны мы, званные на эту вечерю, подкрепляющую наши силы на пути к истинной свободе – свободе детей Божьих, в уготованное для нас Небесное Царство.

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *