Уроки смирения

Уроки смирения

Зах 8, 1-8

Пс 102(101)

Лк 9, 46-50

Интересная мысль пришла ученикам: кто из них больше? Как дети выясняют между собой отношения, кто из них выше или сильнее, у кого лучшие игрушки или чьи родители занимают более высокое положение. Может быть, поэтому Иисус ставит им в пример именно ребенка? Но интерес апостолов к этому вопросу вовсе не детский. Может быть, мы лучше поймем в чем дело, если рассмотрим то, что произошло чуть раньше? Непосредственно перед этим Иисус говорит о том, что «будет предан в руки человеческие», слова, которые ученики не поняли. Но еще раньше Он вместе с тремя избранными учениками восходил на гору Преображения, в то время как остальные апостолы остались на некоторое время одни, не только без Иисуса, но и без признанных Им лидеров. Ссорились ли они в это время? Не могли договориться? Об этом мы ничего не знаем, знаем только то, что они не смогли изгнать злого духа, что вызвало гнев Иисуса, который также трудно объяснить: «О, род неверный и развращенный! …» Так или иначе, а настал час прояснить ситуацию: кто будет главный, когда Иисус снова оставит их одних? Но Иисус вовсе не говорит что-то вроде: «вы все равны» или «никто из вас да не будет начальствовать», нет, власть в Церкви необходима, но обладать ею должен не тот, кто знатнее, сильнее или важнее, а тот, кто смиреннее и искреннее, тот, кто готов служить, а не хочет, чтобы ему служили, как и сам Иисус. К сожалению, далеко не всегда властью в Церкви обладали именно такие люди.

Почему Иоанн именно «при сем», как замечает Евангелист, вспомнил о случае с изгонявшим бесов, который наверняка произошел намного раньше? (заметим, что Лука излагает эту историю намного сдержаннее, чем Марк, версию которого мы слышали во вчерашней Литургии Слова) Может быть, это было связано с неудавшейся попыткой учеников самостоятельно изгнать злого духа? Заметим, что Иоанна также при этом не было. У учеников не получилось, а у кого-то, кто «не ходит с нами» получается! Как такое может быть? Мы ничего не знаем об этом странствующем экзорцисте, можем только предположить, что он или сам когда-то был свидетелем изгнания беса Иисусом, или только слышал об этом. Наверняка он не был из «отпавших» учеников, тогда бы они его узнали. Изгонять бесов даже именем Иисуса не так-то и легко. Вспомним, например, известную историю из Деяний Апостолов (19,13-17), когда иудейские заклинатели пытались такое сделать, а злой дух им ответил: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». Если у этого экзорциста получалось, то значит, что вера его была чиста и намерения искренны. Но Иоанн думает о чем-то ином, о том, что только мы – истинные ученики Иисуса можем совершать что-либо «Его именем», как бы мы сейчас сказали: «только мы имеем авторские права на использование этого имени». Но нет. Бог – Бог всех людей, и Иисус – Спаситель всего мира, и ни у кого нет никаких эксклюзивных прав на использование Его имени. Если Бог уделяет свою благодать кому-то, кто «не ходит с нами», то есть не принадлежит к нашей Церкви, то такова Его воля. Чтобы такой человек был «за нас», достаточно того, чтобы он не был «против нас». 

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *