А вы за кого почитаете Меня?

А вы за кого почитаете Меня?

Числ 20, 1-13

Пс 95(94)

Мф 16, 13-23

«Вот человек!» говорит Пилат, когда вывел Иисуса. Это всё, что он мог понять после короткого разговора с Иисусом. (Ин 18.5) 

«…Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария…» – так рассуждают об Иисусе жители Назарета, среди которых Он вырос. (Мт 13.55) 

«Это Иоанн Креститель. Он воскрес из мертвых, и поэтому в Нем такая чудодейственная сила» — думает царь Ирод, когда он услышал об Иисусе. (Мт 14.2) 

«Если бы этот человек действительно был пророком, то Он бы знал, что женщина, которая к Нему прикасается — грешница» — подумал фарисей, который пригласил Иисуса. (Лк 7.39) 

Эти цитаты свидетельствуют о том, как легко люди могут промахнуться в своих определениях о том, кто же этот Иисус. 

Есть и другие места в Евангелиях, где люди как бы поближе попадают. 

«Мы встретили того, о ком написано в законе Моисея и о котором писали пророки» -говорит Филипп своему другу Нафанаилу (Ин 1.45), а Андрей говорит своему брату Симону: «Мы нашли Мессию!». (Ин 1.41) 

Ещё более загадочно говорит Иоанн Креститель, указывая на Иисуса: «Вот Агнец Божий!» (Ин 1.36) 

Даже разбойник может сказать: «Он ничего худого не сделал.» (Лк 23.41) 

Но самый точный ответ на вопрос: кто же этот Иисус, даст апостол Петр в сегодняшнем отрывке Евангелия «Ты Христос, Сын Бога живого.» 

Это всё, что он мог бы сказать. Это и точнее чем ‘…о ком написано в законе Моисея и о котором писали пророки’. Потому что это ответ веры. Петр не говорил это после длинного богословского размышления. Ответ апостола Петра спонтанный. И его ответ есть как бы ‘результат’ божественного откровения, на что Иисус сам указывает. Но это не делает эти слова менее собственным ответом апостола Петра. Скорее эти слова являются отражением Божественного откровения в Петре. Сюда входит всё, что Петр когда-либо узнал о Боге от своих родителей, в синагоге, из преданий и практики народа, и тоже из общения с Иисусом. Это всё, как разноцветные куски стекла в калейдоскопе. И вот калейдоскоп вертится и создает все новые узоры, а в этом моменте получился вот такой прекрасный рисунок. 

Но вопрос Иисуса задан ученикам – то есть сегодня Иисус спрашивает всех нас: A вы как считаете, кто Я? И какой ответ у нас получится, зависит много от чего. Конечно, сюда входит и всё, что мы когда-либо узнали. Но сюда входит и наш опыт, и наши решения, и наши таланты, и дары, и наши переживании, и тревоги, и …, короче – сюда входим целиком и полностью мы. И у каждого получается ответ в собственной раскраске. 

А всё-таки индивидуальность наших ответов не означает вседозволенность. Нет смысла придерживаться к таким аспектам, которые на пример противоречат Евангелию. Так же нет смысла, как бы оторвано от священного писания, лепить себе ‘собственного Иисуса’. А если наш ответ рассматривает (лишь) исторические параметры, или человеческие, или психологические, то мы остаемся на поверхности, пока мы не сформулируем ответ веры. 

И ещё два аспекта кажутся важными. 1. Наш ответ на вопрос Иисуса может развиваться. Как мы развиваемся, так и наша вера может созревать. (Наш сегодняшний сюжет читается чаше всего в течение всего года на разных праздниках, или, как сегодня, как бы по очереди чтения. Может, это для того, чтобы мы не забыли о том, что время от времени наш ответ требует актуализирования). И 2. Наш ответ требует отражения в жизни. У апостола Петра плохо получилось: тут светлый момент и сразу промахнулся, за что Иисус его и отчитывает. Но то, как мы ответим на вопрос Иисуса «Кто Я?» по-любому будет влиять на наши поступки. Так что лучше для нас, если этот процесс пройдет сознательно. Это может быть некая ‘работа над собой’. 

И ещё – раз сегодня первый четверг месяца – евхаристическая цитата: 

Евхаристия – это повседневный хлеб. И этим хлебом питаемся и через чтения, которые каждый день слушаем в церкви и через гимны, которые там слушаем и поём. (св. Августин, 354-430)

о. Маркус Новотны, г. Краснодар 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *