Сон Иакова

Сон Иакова

Быт 28, 10-22

Пс 91(90)

Мф 9, 18-26

На первый взгляд для критически настроенного исследователя, весь этот, безусловно, мистический рассказ о лестнице и ангелах, всего лишь легендарное обоснование строительства святилища в Вефиле. Как помним, после раскола Израильского царства, Иеровоам, захвативший власть в северном царстве, «сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане…» (3Цар 12,28-29). И конечно святилище в Вефиле (Бейт-Эль — «дом Бога»), первый камень в построение которого заложил еще сам патриарх Иаков, должно было казаться местом намного более священным и достойным, чем недавно построенный Соломоном Храм в Иерусалиме. И да, на протяжении веков религиозная жизнь Израильского царства концентрировалась именно в этом месте.  

И, наверное, для нас, христиан, это не имело бы никакого значения, если бы сам Иисус не упомянул об этом в разговоре с Нафанаилом: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1,51). Но с кем сравнивает себя Иисус? С Иаковом? С лестницей? Или может быть с камнем под головой Иакова?

Св. Иероним в своем Трактате на псалмы пишет: «В то время, когда Иаков бежал от своего брата в Месопотамию, он пришел в Луз и там, как сказано, положил себе камень изголовьем. Камнем под его головой был Христос» — и далее продолжает – «Хотите ли знать, почему этот камень под головой Иакова был Христос, камень краеугольный? Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Камень этот, о котором написано в Книге Царств, называется Авен-Езер, и камень этот — Христос. Авен-Езер в переводе означает «камень помощи».

А когда Иаков возлил на этот камень елей, камень этот стал «помазанником», сам становясь, таким образом, мессианским пророчеством. 

В беседе с женщиной-самарянкой у колодца Иакова речь идет не о Вефиле, а о горе Гаризим, где некогда у самарян также был свой храм, но то, что говорит Иисус применимо к любому святилищу: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. (…) Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4,21-24). 

Мы можем считать священными те или иные места, с которыми связаны различные благочестивые предания, но святость их определяется не камнями, а молитвами. Место, где ангелы Божии восходят и нисходят – это душа верная Богу, построившая свой дом на камне, который есть Христос.

И на конец, еще одна интересная цитата, на этот раз из книги Притчей (30,4): «Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя Ему? и какое имя Сыну Его? знаешь ли?»

Знаем… 

о. Ириней Погорельцев OP

Один отввет »

Добавить комментарий для Эрик Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *