Жертва живая, святая, богоугодная

Жертва живая, святая, богоугодная

Мал 3,1-4

Евр 2,14-18

Лк 2,22-40

Младенец Иисус, которого Иосиф и Мария принесли в Храм, чтобы согласно закону Моисееву посвятить Богу, вовсе не был похож на того «Господа и Ангела завета, день пришествия которого никто не сможет выдержать», о Котором говорит в сегодняшнем первом чтении пророк Малахия. Но старец Симеон и пророчица Анна безошибочно узнаю в Нем того, о ком писали пророки. Потому что они смотрели не на внешнее, а на внутреннее, и смогли увидеть Бога в образе не просто человека, а младенца. Таинство нашего спасения также совершается укрыто, в делах, которые трудно узреть тому, кто смотрит только на внешнее…

Сегодняшняя Литургия Слова очень богата, и не хотелось бы упустить ни одного важного момента, посему, начнем размышления над тайнами сегодняшнего праздника по порядку.

Пророк Малахия предвещает как приход Иоанна Крестителя (Ангела, который приготовит путь), так и Христа (Господа, Ангела завета). Обоих он именует «ангелами», но речь идет не об ангельской (духовной) природе. Поясняет нам это св. Кирилл Александрийский: «Ангелом же назван божественный Креститель, полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком, – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это. Итак, название ангелов служит обозначением деятельности, а не сущности», и далее о Спасителе: «А приидет Он, уча тому, что выше закона и превышает сень и образы; ибо будет ангелом (вестником) завета…» (Толкование на пророка Малахию). А св. Иероним дополняет: «А путь Иоанном приготовляется, и тропинки для Бога нашего уравнивает он именно в сердцах верующих, в которых прежде этого Бог не мог ходить вследствие развращения их и неверия. А под храмом разумеется или Церковь, или каждый из верующих в Церкви. Устрояйте жилища духовные, священство святое, принося духовные жертвы и удобоприемлемые Богу чрез Христа Иисуса» (Толкование на пророка Малахию). Но из всех верующих, особая роль уделяется «сынам Левия» — священнослужителям, задание которых – приносить жертвы, и которых следует прежде «переплавить» — очистить огнем Святого Духа. Св. Кирилл продолжает: «ибо мы, призванные во Христе к священнослужению, уже не допускаем кровавых жертв и дыма, не приносим Богу и овнов или козлищ, но совершаем в Церкви мысленную во Христе жертву, святую и духовную, и Самого Его приложив в освящение и в причастие жизни вечной, как бы некий изрядный фимиам приносим благовония из добрых дел». Эта жертва будет Господу благоприятна, как говорит Пророк: «как во дни древние и как в лета прежние», но речь не идет о возвращении к старым формам жертвоприношений, поэтому св. Кирилл поясняет, что «славное достоинство древних состояло в послушании».

О примере послушания Христа говорит нам сегодня Автор Послания к Евреям. Чтобы стать «верным первосвященником», Он «должен был во всем уподобиться братьям». Он принял плоть и кровь, для того, чтобы в истинном теле принять страдания и смерть — это и есть Жертва, приносимая Иисусом, как первосвященником. 

Именно эту тайну – тайну Жертвоприношения символически обозначал тот древний обряд, для которого Иосиф и Мария принесли младенца Иисуса в Храм. Этот обряд уходит корнями во времена Исхода из Египта, когда Всевышний приказал Моисею: «отделяй Господу все мужеского пола разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, — посвящай Господу (…) и каждого первенца человеческого из сынов твоих викупай» (Исход 13,12). Жертва, которую родители приносили за своих сыновей, была своего рода «выкупом» — заменой жертвы. В качестве такого выкупа полагалось приносить в жертву агнца, «горлицы или голуби» — еще одна «замена», о которой читаем в книге Левит: «Если же она (мать младенца) не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей» (12,8). Эта жертва, в свою очередь, ведет нас во времена еще более древние – к жертве, которую должен был принести Авраам, когда Ангел Господень не позволил ему заколоть Исаака, и вместо него, как «замену», тот принес в жертву овна (Быт 22,1-14). Все это были прообразы Жертвы Христа, и в этот день, посвящая младенца Иисуса Богу, Мария и Иосиф, исполняя древний обряд, по-настоящему принесли Его в Жертву в своих сердцах.

Сегодня Церковь празднует день тех, кто посвятил себя служению Богу. Это уже не «первородные» и не «левиты», уже не те, кого посвящают Богу родители, хотя и такое в истории бывало, это те мужчины и женщины, которые добровольно посвящают Богу всю свою жизнь, принося обеты бедности, целомудрия и послушания. Понимаем ли мы, что это не просто образ жизни, а настоящая жертва? Жертва не крови и всесожжения, а жертва служения, к которой призывает нас св. Павел: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашого» (Рим 12,1).

о. Ириней Погорельцев OP

Один отввет »

  1. Знаю, что служение священства Богу и людям на земле продолжается после окончания земного пути.

    Первый раз я, невоцерквленный, пришел в католический собор в намерении за умершего родственника. В тот же день во сне увидел собор, исполненный в готическом стиле, как бы в облаке. Внутри он был заполнен тысячами священников в золотых головных уборах- шла Святая Месса. Один из них повернулся ко мне и сказал, что я должен идти в небольшую церквушку, о существовании которой я не знал. Так мне помогли приобрести своего духовного отца.

    кан.955 ККЦ «…единство тех, кто вместе со своими братьями еще находятся в пути, с усопшими в мире во Христе, вовсе не прекращается; наоборот, по неизменной вере Церкви, это единство укрепляется через обмен духовными благами».

    «Не плачьте, я буду вам полезней после смерти и помогу вам успешней, нежели при жизни»( Св. Доминик — умирая — братии: см. Иордан Саксонский, Книга о начале Ордена проповедников 93).

    С праздником Вас дорогие отцы, братья и сестры.

Добавить комментарий для Майер-Эркерд Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *