Отголоски давно минувшей войны

Отголоски давно минувшей войны

4 Цар (2 Reg) 19, 9b-11. 14-21. 31-36

Пс 48

Мф 7, 6. 12-14

Древний историк описывает эпическое противостояние двух армий: спрятавшихся за стенами Иерусалима иудеев и непобедимого воинства Сеннахерима (Синаххериба), царя Ассирии. История, действительно произошедшая около 700 года до н.э., сохранившаяся (конечно в несколько ином изложении) в ассирийских хрониках (т.н. «Призмы Синаххериба»). Ассирийская империя, все еще могущественная, начинала трещать по швам. В разных её частях поднимались восстания, и Сеннахерим, наследник Салманасара  (ранее покорившего северное царство Израиль), отправляется в карательную экспедицию, чтобы подавить восстания в Сирии и Финикии, и, подчинив практически всю Иудею, подступает к стенам Иерусалима. Однако, для иудейского летописца, сохранившего для нас описание этого противостояния, это вовсе не борьба двух армий. Глядя на историю глазами верующего, он видит нечто большее. Если ассирийский хронист прославляет величие своего царя, то на страницах иудейской истории царь Езекия вовсе не выступает как великий воин, побеждающий в неравной схватке. Не он антагонист Сеннахерима. Это противостояние между человеком, исполненным неумеренной гордыни, попирающим богов («правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь») и истинного живого Бога, к которому Езекия обращается в смиренной молитве.

Что в действительности заставило ассирийцев отступить? Некая эпидемия, представленная летописцем как божественное вмешательство, или огромный выкуп, заплаченный Езекией (о котором шла речь в предыдущей главе (4 Цар 18,14-16))? В любом случае Иерусалим так и не был взят, а значит – гордыня Сеннахерима была унижена. Историки утверждают, что Иудейское царство все-таки было покорено, то есть Езекия был вынужден признать зависимость от Ассирии, но Иерусалим все-таки не постигла судьба Самарии и многих других полностью разрушенных столиц. Это случиться несколькими годами позднее, уже от рук победившего Ассирию нового Вавилонского царства.

Используя символику сегодняшнего фрагмента Евангелия, можно бы было сказать, что врата Иерусалима оказались тесными для Сеннахерима. Но слова Иисуса открывают перед нами несколько иную перспективу. «Широкие врата» Сеннахерима – это его победы, питавшие его гордыню, необузданная жажда покорять и усмирять другие народы, которая в конечном итоге привела его к погибели (он был убит собственным сыном). «Тесные врата» Езекии – его смирение. Он не стал великим царем, хотя вошел в историю как добрый царь, царь-реформатор. И он вовсе не хотел «войти в историю», он хотел служить своему Господу, которому был предан всем сердцем.

о. Ириней Погорельцев OP

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *